Беслан Осмиев из села Долаково в кустарных условиях собрал мини-трактор. Своё детище ингушский Кулибин считает оригинальной по конструкции техникой, которая обходится дешевле, а работает эффективнее, чем аналогичная продукция известных производителей. Почему он считает, что у его машины большие перспективы, изобретатель рассказал «Аиф-СК».
Дело техники
Интересом к технике Беслан Осмиев обязан своему отцу-дальнобойщику. Именно отцовский грузовик «КамАЗ» он начал ремонтировать ещё будучи школьником. С годами увлечение только возросло. Не ослабила его и карьера финансиста. Беслан работает в региональном управлении Федерального казначейства, а техникой занимается в свободное от службы время.
«Специального образования у меня нет, но есть практика. С детства у нас дома были разные грузовые машины. Помню, когда был школьником, от рейса к рейсу готовили к дальней поездке машину отца - от кузова до прицепа. Так я освоил работу с техникой на практике. А чертежами я сам заинтересовался. Доставал учебники, пособия, изучал стандарты - СНиПы, ГОСТы, программу «Автокад». И вот однажды приступил к чертежам своего будущего мини-трактора. Параллельно с этим начал собирать запчасти для него. «Сырые», требующие доработки детали я доводил до ума по своим чертежам», - рассказывает Беслан.
Всего год ушёл у изобретателя на то, чтобы превратить чертёжный план в реальную технику. Сборка велась практически кустарно. В Ингушетии нет машиностроительных предприятий, где могли бы изготовить детали машины по чертежу. За крупными деталями Осмиеву пришлось обратиться к местным токарям. Под его контролем они из фрагментов отечественных авто изготавливали детали будущего трактора.
«Когда я начинал, у меня не было никаких инструментов, кроме гаечных ключей. Но как-то наткнулся на старый советский раскуроченный станок 1974 года производства. Он шёл на металлолом за несколько тысяч рублей. Я отреставрировал два таких стареньких станка - токарный и сверлильный. Основные мелкие работы выполнил на этих станках. А крупные детали я уже заказывал. Когда я обращался к токарям, возникала проблема - они не умели читать чертежи. Мне кто-то сказал: «Принеси готовую деталь, сделаю такую же». Но готовых не было, так как все детали в тот момент существовали только на чертежах», - говорит Беслан.
Продолжение следует
Теперь готовый мини-трактор красуется во дворе его создателя, в селении Долаково. Беслан Осмиев уже успел опробовать его в пахоте земельного участка возле дома.
«Мой трактор - это сельхозмашина, малая механизация. К нему я уже изготовил и плуг для пахоты. Сейчас работаю над другим навесным оборудованием - роторной косилкой, агрегатом для мелкого рыхления почвы, бороной, культиваторами для межрядной обработки. Большой плюс - детали российского производства. Их можно купить, как говорится, за первым углом, они везде продаются. Трактора китайского производства, к примеру, часто ломаются, и ждать поставки какой-то детали приходится месяцами, - делится изобретатель. - Кроме того, у меня уже готовы чертежи бортоповоротного погрузчика на гидростатическом ходу. Его осталось только изготовить. Для его создания мне нужны уже другие станки, настоящие, большие. Подобное оборудование в России изготавливают только в Омске».
Изобретение Беслана Осмиева собрало целый круг единомышленников. Его видео о мини-тракторе на канале Youtube набрало свыше 260 тысяч просмотров. Одним из отзывов ингушский изобретатель дорожит особенно.
«После того как я опубликовал видео, со мной связался машиностроитель советской закалки. Виталий Головкин много лет возглавлял технический отдел Челябинского тракторного завода. Он сказал мне, что многие мои схемы могли бы использовать действующие заводы, и дал мне кое-какие советы. Отметил, что это очень хорошая работа».
Мини-трактором Беслана Осмиева заинтересовались и власти Ингушетии.
«Меня пригласили в правительство, и я готовлюсь предложить им свой трактор и бортоповоротный погрузчик для использования в сельском хозяйстве республики», - поделился он.