Бесцеремонность водителя ставропольской маршрутки, который лихачил с ребёнком-колясочником в салоне, заставила и правоохранительные органы, и общественность обратить внимание на транспортные проблемы инвалидов. Оказалось, многие перевозчики не умеют пользоваться пандусами и не объявляют слепым остановки.
Как надо менять городскую среду, чтобы она была удобной для всех, обсудили на недавнем круглом столе, организованном ИА «Победа-26».
Тронулся с открытой дверью
Ставропольчанка испытала бурю негативных эмоций, в середине июля выбравшись с сыном-инвалидом в краевую больницу. Она зашли в маршрутку №21, придерживая коляску с ребёнком, и оказалась участницей водительской гонки за пассажирами. Микроавтобус то и дело маневрировал между полосами, опережая и обгоняя конкурентов.
А на одной остановке водитель решил не закрывать двери: то ли надеялся, что кто-то заскочит на ходу, то ли ему было жарко в пылу соревнований. Опасаясь, что коляска с ребёнком выкатится с площадки на улицу, женщина потребовала захлопнуть дверь. Не сразу, но водитель послушался, и снова резко пошёл на обгон так, что пассажирка, державшаяся за инвалидную коляску, упала.
Этот случай вызвал большой резонанс. Следователи начали проверку по факту качества транспортных услуг для инвалидов. А председатель регионального отделения Общероссийского общества инвалидов «Опора» Анастасия Заярная провела своё исследование. Всё оказалось не так плохо, как год назад.
Раскладывать научат
Раньше водители вообще не представляли, что делать, когда инвалид-колясочник хочет попасть в автобус. По словам Анастасии Заярной, это была глобальная проблема, и до 70% маршруток либо проезжали мимо, либо хлопали дверью перед носом человека.
«На этот раз мы проверили реакцию водителей: остановились все, и каждый помог», - рассказала она. Правда, добавила, что правила перевозки маломобильных пассажиров знают немногие. Водителям, по её словам, не мешало бы напомнить, что нужно быть аккуратным за рулём, так как инвалид может вылететь из кресла во время резкого торможения.
«Догонялок» на дороге не должно быть, когда у тебя в автобусе сидит человек в коляске», - заявила Анастасия Заярная.
Она добавила, что водители хоть и готовы помогать инвалидам, часто жалуются, мол, много времени уходит на раскладывание пандуса. А ведь у рейсовых маршруток есть определённый тайминг - график движения. Председатель общества инвалидов считает, что перевозчиков нужно просто научить, как ставить пандус, чтобы маломобильный пассажир без проблем заезжал с остановки в автобус.
«Неумение водителей пользоваться своими пандусами - проблема, так как везде они раскладываются по-разному, а где-то вообще неисправны. Если знать, как правильно его открыть, то можно уложиться в считанные минуты и не нарушать график», - заявил консультант отдела по социальным вопросам аппарата Уполномоченного по правам человека в Ставропольском крае Дмитрий Некрасов.
По его словам, группа инвалидов-колясочников уже не раз предлагала свои услуги перевозчикам, чтобы те смогли попрактиковаться. Им нужно самим попробовать закатить человека на инвалидном кресле в автобус, чтобы понимать, как это работает.
«Перевозчики, пожалуйста. Обратитесь к нам, и поможем вашим водителям обрести навык работы с маломобильными людьми», - призвал консультант.
Прогулка или полоса препятствий?
Дмитрий Некрасов признал, что не все остановки оборудованы для посадки в транспорт маломобильных людей. Если разложить пандус просто на проезжую часть, угол наклона всё равно будет слишком крутым для подъёма. Надо подъезжать к платформе, и тогда закатить коляску будет проще.
Сами платформы должны быть с удобными заездами, что соблюдается далеко не всегда. По данным Анастасии Заярной, остановок без пандусов по Ставрополю много, например возле парка Победы, на улице Черняховского, на перекрёстке напротив 30-й школы, где к тому же очень узкая пешеходная зона и пространства для проезда коляски нет.
«Входят ли эти остановки в карту доступности - не важно. Я считаю, что маломобильный человек имеет те же права, что и все остальные, то есть он не должен ездить только туда, где есть особые приспособления. Я, например, хочу спокойно передвигаться по городу и решать свои дела», - сказала Анастасия.
Сейчас вместе с администрацией она устраняет препятствия, из-за которых колясочники не могут свободно перемещаться по городу. Тротуары уже почти везде приведены в соответствие с требованиями безбарьерной среды. Остались проблемы с доступом к коммерческим зданиям.
«К примеру, перекрёсток улиц Булкина и Дзержинского рядом с правительством края со всех четырёх сторон был не проходимым для колясочников. Теперь там сделаны пандусы. В районе ЦУМа были неровности на дороге, крутые спуски-подъёмы - всё это переделали», - добавила представитель общества инвалидов.
Угадай-ка номер и остановку
Большая проблема для инвалидов - нехватка низкопольного транспорта.
«Интересно узнать, на каких маршрутах он ходит. Я такой информации не нашла, - призналась Анастасия Заярная. - Если она есть, её нужно донести до широкой общественности».
Первый заместитель директора ГУП СК «Крайтранс» Андрей Дзюбленко ответил, что пять низкопольных автобусов в Ставрополе выходят каждый день по маршруту №15.
«Как человек в инвалидной коляске узнает, сколько ждать этот автобус? Отображается ли он на «Яндекс-картах»? Как колясочнику понять, что приближающийся транспорт ему подходит?» - забросал его вопросами Дмитрий Некрасов.
«Я был в Тюмени и обратил внимание, что у них низкопольные автобусы обозначаются на картах значком для инвалидов», - рассказал предприниматель Владимир Кузьминов.
Между тем, сложности испытывают не только маломобильные, но и незрячие. Они не видят номер маршрутки и остановку за окном. Вслух ни то, ни другое не объявляют. По мнению инвалида по зрению первой группы Андрея Долженко, было бы намного удобнее, если бы эти данные озвучивали.
«У меня немного осталось зрение, и я пытаюсь рассмотреть номер сам. Например, подходит автобус. Я сначала спускаюсь с платформы вниз, подхожу к борту, разглядываю, и за это время водитель зачастую уже закрывает двери. Как быть человеку тотально незрячему, даже не знаю», - рассказал Андрей Долженко.
Как и другие люди с особыми потребностями, он надеется, что власти и бизнес прислушаются и сделают окружающий мир удобнее для тех, кто и без того ограничен в возможностях из-за проблем со здоровьем.
Комментарий
Заместитель министра дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Денис ЯнакоВ:
«Работа с водителями автобусов, которые предназначены для перевозки людей с ограниченными возможностями, должна проводиться на постоянной основе. Я сам как-то решил попробовать разложить пандус. Ничего сложного нет, просто нужно чуть больше потратить времени.
Раньше по улицам Ставрополя ездили обычные жёлтые газели. О доступности такого транспорта для инвалидов и речи не было. Даже дверь не каждый мог открыть. Сегодня же всё автоматизировано. Около 700 автобусов ходят по муниципальным маршрутам в столице края и Северо-Кавказского федерального округа.
Принято решение провести отбор по 44-му федеральному закону и выделить четыре маршрута для инвалидов. Уже есть победители. Таким образом, в крупнейших городах края будет около 140 низкопольных автобусов среднего класса.
Всего в крае доступна для инвалидов примерно треть автобусов, то есть ещё очень много предстоит сделать. Поэтому в будущем мы планируем взять кредит на приобретение 204 автобусов, 160 из которых направятся в сёла, 44 - останутся в городах. 40 автобусов будут низкопольными. До конца года они должны выйти на маршруты. Также одобрено приобретение 45 троллейбусов в следующем году».
Точка зрения
Руководитель Регионального отделения «Ассоциация молодых предпринимателей России», лидер общественного движения «Ставрополь – город для жизни» Лада Дубинина:
«В последнее время было много сообщений о том, как водители хамят пассажирам. Полагаю, корень этой проблемы в том, что у работников большая нагрузка и не хватает психологической разгрузки.
Предлагаю перевозчикам начать заботиться о сотрудниках. Готова помочь организовать психологическую помощь. Мы уже третий год говорим про нехватку профессионалов, потому что они быстро эмоционально выгорают на работе. А новых обучать - дорого. К тому же в летний период они часто уезжают на моря на заработки.
Так как человеческий ресурс не безграничен, в условиях его дефицита надо людей ценить. Мы ещё не скоро заменим 100% транспорта на низкопольный. Давайте хотя бы начнём беречь водителей, чтобы они относились внимательнее к своим пассажирам».