Северокавказские традиционалисты на словах превозносят женщин, но на деле ограничивают их свободу и возможности развиваться. Разговоры о равноправии в лучшем случае вызывают недоумение, в худшем – можно нарваться на угрозы и даже побои. И видимо, в ответ на это в регионах СКФО крепнет феминистское движение. С чем приходится сталкиваться фем-активисткам, против чего выступают и за что борются, выяснял «АиФ-СК».
Девочек растят для чужих
Назваться феминистками на Северном Кавказе решаются немногие, поскольку это порой вызывает не просто общественное порицание, но и прямые угрозы, в том числе убийством. Стоит вспомнить историю главреда портала о правах кавказских женщин Светланы Анохиной, которая осенью прошлого года была вынуждена уехать из Дагестана.
«Кавказское общество не одобряет феминисток. Их взгляды отпугивают мужчин, а нас, девушек, воспитывают с установкой понравиться и угодить им», - рассказала блогер и фем-активистка из КБР Ляна Д.
Девушка не сразу пришла к осознанию того, что она феминистка. Признаётся, что чувствовала на себе давление патриархата и стала задумываться, так ли правильны его установки.
«Неравное отношение всегда коробило меня. Я с детства ощущала, что ценность мальчиков в кавказском обществе выше. Именно на них возлагают надежды, связанные с будущим. Считается, что девочки уйдут в другую семью и станут трудиться на благо чужого рода. Поэтому во многих семьях вкладываться стараются именно в мальчиков. Со временем я осознала, что мои мысли перекликаются с идеями феминизма. Поначалу, конечно, избегала этого слова - из-за страха увидеть неадекватную реакцию. Но потом поняла, что чем больше буду говорить о феминизме как способе борьбы с несправедливым отношением к женщине, тем лучше. На себе я прочувствовала лишь бытовую дискриминацию, но ведь есть те, кому повезло гораздо меньше», - поделилась активистка.
Девушка учится в престижном вузе. В её семье - патриархальной, но светской - считают, что каждому ребёнку, независимо от пола, нужно дать хорошее образование.
На её блог, посвящённый проблемам женщин, подписаны более 1000 человек.
Оскорбят и не извинятся
Феминистки во всём мире борются против насилия, критики женского поведения, неравной оплаты труда, стереотипов о браке и женственности. У фемдвижения на Северном Кавказе есть своя специфика в силу обычаев. Здесь царит культ девственности и материнства как единственного способа самореализации, распространены ранние и принудительные браки, похищения невест против их воли, у некоторых сообществ практикуются женское обрезание и «убийства чести».
«Основная фемповестка в нашей республике - противодействие «убийствам чести», домашнему насилию, преследованию женщин в виде буллинга и травли в соцсетях. Противостояние фундаментализму, который хочет посадить женщин под замок. Борьба с многожёнством, которое выставляют как богоугодное явление», - говорит фем-активистка из Ингушетии Айна И.
Она считает, что быть феминисткой - значит, осознавать своё женское и человеческое достоинство, не принижать себя. По словам активистки, феминисток в Ингушетии объединяет разочарование в мужчинах. Одни сами пострадали от насилия и ограничений, другие видели, как несправедливо обошлись с их близкими.
«Некоторые мужчины у нас вообще берега потеряли: ни ума, ни совести, ни чести. Недавно один заявил многотысячной аудитории, что по религиозным представлениям женщина на голову ниже мужчины. И ведь ему за свои высказывания не нужно извиняться. Любой может публично оскорбить женщин, и ничего ему за это не будет. А попробуй заикнуться о правах женщин - до дома дойти не успеешь, как жалобщики тут как тут, у твоих родителей», - рассказала Айна.
При этом Айна отмечает, что некоторые мужчины разделяют фемвзгляды. Всё больше молодых людей обоих полов видят, как гендерная дискриминация лишает их перспектив, здоровых союзов и отношений.
В ответ на насилие
АНО «Центр исследования глобальных вопросов современности и региональных проблем «Кавказ. Мир. Развитие» недавно изучил состояние феминизма в СКФО. Опросы показали, что феминистки в регионе действительно появились, потому что на вопрос, есть ли они в вашем окружении, многие отвечали утвердительно. Но пока это движение не стало массовым и консолидированным. Оно существует в виде небольших закрытых групп.
«Феминизм на Северном Кавказе - это ответ на усиливающиеся ограничения и давление, терпеть которые становится всё труднее, - говорит президент центра, социолог Саида Сиражудинова. - Есть проблема с законами: после декриминализации семейного насилия доказать его становится всё сложнее. Культ насилия возрастает, традиционные регуляторы не работают, но при этом возрождаются старые и появляются новые традиции, которые усложняют жизнь женщинам. Ухудшился доступ к образованию, так как в религиозных семьях иногда считают, что девочкам учиться не надо. Возрождаются традиции, связанные с контролем поведения женщин. Появились сообщества в социальных сетях, которые угрожают девочкам и женщинам. И женщины не могут на это не реагировать».
То, что многие боятся признаться в принадлежности к феминистскому движению, только подтверждает, что до равноправия полов регионам ещё далеко.
«Некоторые правозащитницы подчёркивают, что они не феминистки, потому что в обществе сложился негативный образ представительниц этого движения. Хотя ни от одной фем-активистки я не слышала столько грязи и ненависти, сколько слышу от обычных традиционалистов, которые прямо говорят, что женщина хуже», - прокомментировала ситуацию Айна И.
«Мне кажется, проблема в том, что феминизм у многих ассоциируется со словами «ЛГБТ», «мужененавистничество» и «небритые подмышки». Пока женщины не начнут открыто заявлять о приверженности к феминизму, пока не будут показывать на своём примере, что это за движение, люди так и будут воспринимать его как нечто неадекватное. К сожалению, на Кавказе мало женщин, готовых публично признать себя феминистками», - поделилась мнением Ляна Д.
Комментарий
Ставропольская феминистка-блогер Елизавета Лопатина:
«В республиках Северного Кавказа женщина не может выйти из дома без разрешения отца, брата или мужа, а принудительные браки считаются нормой. Отдельная тема – «убийства чести» и кровная месть, жертвами которых становятся не только женщины, но и мужчины. Многое замалчивается, потому что не принято об этом говорить. Возникает непонимание, люди делают ошибочные выводы: если жалоб нет, всё не так плохо. Как итог, кавказские женщины принимают жизнь затворниц как данность - другого они не видели. А среда, как известно, формирует сознание.
Нужен ли феминизм Северному Кавказу? Однозначно да, громкие истории пропавшей без вести после избиений мужем ингушки Марем Алиевой и убитой бывшим супругом осетинки Регины Гагиевой подтверждают это. Но стоит ли бросаться грудью на амбразуру, каждый решает сам. Женщины Кавказа хотят быть услышанными, но боятся».
Личный опыт
Адвокат северокавказской организации «Права женщин» Елена Мисалова:
«Я защищаю потерпевших женщин и девочек на закрытых судебных процессах (связанных с изнасилованиями. – Ред.) и вижу, что люди всегда считают женщину виноватой, даже если она жертва. Не туда пошла, не в то время вышла, болтала по телефону. Я в таких случаях говорю: мы же не жертву судим. Давайте смотреть на подсудимого как на взрослого человека. Вот он сидит в тюбетейке, с бородой, с чётками в руках. И говорит, что она, женщина, сама его спровоцировала. Но на Северном Кавказе нельзя чужую женщину даже за руку хватать, а он применил насилие, как его действия можно оправдывать!
Обычно у нас судья - мужчина, прокурор - мужчина, адвокат - мужчина, и они негласно принимают сторону подсудимого. Да, в моей практике не было случаев оправданий, но часто судьи переквалифицируют тяжкие статьи на более лёгкие, убирают пункт о насилии (сексуальном - ред.) из обвинения. Потерпевшие не обжалуют такие приговоры, потому что устают бороться. Ведь у женщины психологическая травма, а ей надо давать показания, видеть преступника, слышать пересуды.
Менталитет такой, что женщина сама не может обратиться в полицию, нужно разрешение старшего в семье, а мужчины из рода обычно не хотят огласки. Эти преступления латентные, их много, но их скрывают.
С коллегами из АНО «Права женщин» мы проводим семинары в школах, где рассказываем девочкам, как избежать насилия, в том числе домашнего. У нас ведь жертвы часто хорошо знают своих насильников, и по-разному складываются события, которые приводят к преступлению: кого-то обманывают, кого-то принуждают. Мы говорим, как не обмануться, напоминаем, что нельзя никому посылать свои снимки. Убеждаем девочек, чтобы они не молчали, если что-то происходит. Информируем учителей о том, как распознавать признаки насилия над ребёнком. И оставляем контакты, чтобы женщины могли позвонить и проконсультироваться».
Особый взгляд
Кандидат психологических наук Маргарита Шаповалова:
«В мире всё больше людей отказываются обозначать себя как мужчину или женщину. Понятия размываются, создаётся нечто среднее с нечёткими функциями. Как создавать семью, если границы мужского и женского нарушены?
Феминистки, добиваясь равноправия, претендуя на равное положение с мужчиной, расшатывают границы гендерных ролей.
Психика женщин и мужчин устроена по-разному. Нельзя сказать, что одна лучше, а другая хуже. Женщины способны решать целый ряд проблем одновременно. Для мужчин важна конкретная масштабная цель в определённый момент времени - в этом случае преимущество на их стороне.
Когда женщины получают равные права, мужчинам сложно с ними конкурировать. Женщины успешно справляются с мужской работой, например, управлением и организацией процессов. А вот мужчинам заменить женщин во многих сферах гораздо сложнее. Да, они тоже могут уйти в декрет, но не родить. Есть семьи, где мужчины занимаются детьми, пока женщины зарабатывают деньги, потому что у них это получается лучше, чем у партнёров.
Чтобы женское и мужское начало не было утрачено, важно сохранить границы обязанностей, иначе вся ответственность ляжет на женские плечи».