Примерное время чтения: 5 минут
2967

50 тысяч рублей за невесту. Власти Чечни помогают женихам выкупать девушек

По 50 тысяч раздали женихам через муфтият
По 50 тысяч раздали женихам через муфтият Пресс-служба ДУМ ЧР

Региональный общественный фонд имени Ахмата Кадырова выделил деньги 207 молодым людям, чтобы они могли выкупить своих невест. Как появился этот обычай и можно ли жениться, не заплатив, выяснял «АиФ-СК».

Свадьбы с отсрочкой

Два месяца пандемии в Чечне не заключали мусульманских браков - никяхов. Запрет на них был введён 24 марта и отменён 25 мая. Но теперь молодые люди столкнулись с финансовыми препятствиями. Многие из-за режима самоизоляции потеряли источники дохода, а без денег жениться по чеченским обычаям невозможно. Даже если отказаться от застолья, за невесту всё равно нужно заплатить её родственникам. Два года назад Духовное управление мусульман республики установило точную сумму, меньше которой дать нельзя - 50 тысяч рублей. Глава республики Рамзан Кадыров, войдя в положение малоимущих женихов, распорядился оказать им материальную помощь из регионального общественного фонда.

«Имамам сёл дали поручение собрать списки желающих заключить никях, но оказавшихся без заработка из-за пандемии, - рассказал помощник муфтия Чечни Ибрагим Митаев. - На местах собрали данные, передали кадиям районов, те  - в Духовное управление мусульман республики, а мы подали списки в фонд имени Ахмата Кадырова. Нуждающихся в такой помощи набралось 207. Фонд передал деньги для них в районы, кадии собрали родственников женихов и под расписку передали деньги. Некоторые уже женились, другие собираются это сделать в ближайшее время».

Подобную массовую акцию Рамзан Кадыров устраивал 2018 году, оплатив выкуп за 200 женихов, связавших себя узами брака в день 200-летия Грозного.

Договариваются по-мужски

То, что в народе называют выкупом за невесту, или калымом, в Духовном управлении мусульман Чечни трактуют иначе.

«С точки зрения ислама это не выкуп, ведь девушку не продают. Это урдо - подарочные деньги для невесты на её нужды к свадьбе, - поясняет Ибрагим Матиев. - Выдать замуж дочку недёшево: купить платье, украшения, собрать сундук с приданым: одеждой, обувью. Поэтому жених дарит деньги родственникам невесты. Чтобы никому не было обидно, что за одну девушку дали больше, а за другую меньше, ДУМ ЧР установил единую цену. Раньше платили 30 тысяч рублей, но года два назад сумму увеличили. По шариату (исламскому праву) родственники могут потребовать и больше, но я не слышал о таких случаях в республике».

Деньги передаются семье невесты в день заключения никяха. В отличие от русского венчания, которое происходит в церкви, мусульманский брак заключается дома. Первая часть обряда - у засватанной девушки, вторая – у жениха.

По чеченскому обычаю, к отцу невесты приходит мулла и уточняет, готов ли тот отдать свою дочь за сына такого-то человека, обговаривает выкуп, время, когда невесту привезут в дом жениха. Он беседует и с девушкой, спрашивает, готова ли она к замужеству. Если у неё нет отца, опекунство, а вместе с ним и право вести переговоры о её браке переходит к старшему мужчине в роду — дедушке, старшему брату, дяде или даже дальнему родственнику.

Получив согласие в доме невесты, передав деньги и заключив устный договор о браке, священнослужитель встречается с женихом.

«Имам говорит ему: «С разрешения отца такой-то девушки заключаю её никях с тобой, сыном такого-то». Потом делает дуа (произносит молитву), и девушка становится женой этого молодого человека, - рассказал помощник муфтия.  - Её могут привезти в дом жениха в тот же день, а могут и позже, так как обычно свадьбу играют в выходные дни. В любом случае после никяха она уже считается его женой».

Договор о мусульманском браке по традиции заключается устно, но в последние годы в Чечне введены и письменные свидетельства о никяхе, в котором ставят свои подписи молодожёны и свидетели.

«Мы свою дочь не продаём»

Обычай платить выкуп у чеченцев возник задолго до прихода ислама. Как указывал живший в конце XIX - начале XX веков кавказовед Марк Косвен, в период родового строя юноши калымом восполняли потерю рабочих рук роду, у которого забирали девушку.

«Размер выкупа зависел от социально-экономического положения брачующихся, - говорит доктор исторических наук, этнограф Зулай Хасбулатова. - Его платили скотом, оружием, деньгами. На Кавказе выкуп обычно называют калымом, но у чеченцев есть своё название — «махтам», что означает «угодить», «удовлетворить». Он состоял из трёх частей.  Там передавался родственникам невесты. Урдо - оставался женщине на случай развода: если расставались по вине жены, она должна была вернуть эту часть мужу. Оценивалась эта часть примерно по стоимости коровы. Но урдо не всегда выплачивался женихом к свадьбе, его могли просто назначать на случай развода: сколько заплатит тот, по чьей вине супруги разойдутся. А третья часть  - мах - предназначалась для религиозного обряда, который символизировал переход девушки в другую семью. Из него готовили приданое».

Выкуп в стародавние времена получала не одна семья, а весь род невесты. Отголоски этой традиции остались и сейчас: вместе с деньгами жених дарит сладости и сахар, которые делятся между родственниками невесты.

Отказывать жениху из-за того, что он заплатил слишком мало, по словам Зулай Хасбулатовой, не принято. И в далёком прошлом, и сейчас родственники порой принимают только мах, отказываясь от тама со словами «Мы свою дочь не продаём».

«Полевые исследования показывают, что выкуп в наши дни остаётся широко распространённым явлением. Все браки в Чеченской Республике заключаются с уплатой калыма, - утверждает этнограф. - Этот обычай прочно укрепился в системе социально-экономических, культурных и нравственно-психологических отношений».

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах