aif.ru counter
215

Кавказский кодекс. Писатель Ваха Хамхоев об «откатах» и твердости закона

АиФ-СК №13 28/03/2012

Она была образована в 1992-м, в том же году появился Союз писателей РИ, продолжающий традиции Ингушского литературного общества и Союза писателей ЧИАССР.

Юбилей отмечает и председатель писательской организации Ингушетии Ваха Хамхоевев, возглавляющий её с 2006 года. Сегодня он - гость редакции «АиФ-СК».

Преграда потоку жестокости

– Интернет сегодня заменил литературу, а может ли она противостоять всемирной паутине?
– Потребность в чтении книг для мыслящих людей была во все времена, и надеюсь, она не иссякнет. Интернет не сможет вытеснить Слово. Писательский труд не только индивидуален, но и интимен. Также и чтение, один на один с любимой книгой. Чем литературе противостоять «паутине»? Созданием интересных и поучительных книг. Хорошо, что о писателях и о литературном процессе в последнее время заговорили в благоприятном для нас ключе. О молодёжи. Так заведено исстари, что старшие ропщут на младших. У нас хорошая молодёжь! И не одни молодые повинны в тех грехах. А родители, школа, среда обитания – «опоздавшие» в воспитании, в пору их становления? Где мы упустили поколение? Одни погрязли в наживе; другие, на генном уровне неприспособленные, старались просто выжить; третьи, условно назовём их «думающая интеллигенция», разуверились в идеалах, отягощённые безысходностью, что от них ничего не зависело – вместе мы все и «упустили» поколения, народившиеся в 1980-х и 1990-х.
– Что сегодня в центре внимания писателей, поэтов Ингушетии?
– Темы подсказывает сама жизнь. Ингушских мастеров слова волнуют и вечные вопросы, и история, и культура народа, и вопросы идентичности. В быстро меняющемся мире творческим личностям нельзя зацикливаться узко на своих темах. Всё хорошо в разумных пределах. Нельзя танцевать лезгинку, облачившись в балетный костюм и водрузив на голову дедовскую папаху, тем паче под музыку «реквием».
– Наш округ уже не одно десятилетие воспринимается как «горячая точка». Экстремизм, терроризм, похищения людей
– что происходит с нами? Как прекратить этот поток жестокости?
– Переплетение обстоятельств и причин послужили основой для несуразностей времени. Многое привнесено извне. На мой взгляд – это следствие смены общественной формации в огромной стране и последовавшая за ней, а точнее, внезапно обрушившаяся свобода, воспринятая, увы, как вседозволенность. Для одного наступает полная свобода, для другого - ущемление его прав. Свобода хороша, когда регулируются правила поведения для всех в равной степени. И кроме Закона необходима Сила Духа при его реализации. Как прекратить жестокость? Твёрдостью законов и чувством. Вместо террора в любой его форме, о котором говаривал булгаковский профессор Преображенский. В наш регион мир придёт тогда, когда в решении судьбоносных вопросов непременно будут принимать участие все народы Северного Кавказа, опираясь и на традиционную народную дипломатию.

Щепки всплывут сами

– Кому выгодно раскачивать «кавказскую» лодку? Для чего образ кавказца рисуется таким непривлекательным, устрашающим, бездушным и жестоким? Как это изменить?
– Это выгодно тем, кому не по душе сильная Россия, со сплочённым народом. Страна богата не только своими территорией и недрами. У многонационального государства главное достояние – его люди. Сегодня Россия – «колосс» на более прочных ногах. Это кое-кого и раздражает. Касательно «непривлекательного образа кавказца», здесь львиная доля вины лежит на отдельных, я бы сказал, нечистоплотных людях, оказавшихся в сферах культуры (особенно в кинематографе) и СМИ. Кстати, об этом я говорил Владимиру Путину на январском Форуме народов Юга России в Кисловодске.
Как это изменить? Нужно всем, кто пишет, говорит, играет, одним словом, всем, кто вооружён самым мощным орудием со времён сотворения мира – Словом, сказанным на людях, пользоваться им по принципу: «не навреди». И верить самим в то, что выносится на публику. Без той веры вряд ли убедим слушателя, читателя, зрителя. На царящий хаос может и должна влиять интеллигенция. Она и призвана для этого, это первейшая её задача, а для некоторых (не без пафоса!) и смысл жизни.
- Символ Ингушетии – древние башни. Каков символ республики сегодня? Что тормозит ее развитие – коррупция, беспредел чиновников? При том, что ведь на Кавказе никогда не приветствовалось мздоимство, важны были совсем другие ценности…
– Да, символ Ингушетии и башни тоже. Для меня символом её является «ЭЗДЕЛ» – неписаный кодекс благородства, чести, культуры поведения, выкристаллизованный веками и унаследованный от предков. Не шумливо, не кичась им, а своим поведением, помыслами и делами быть примером для всех. Ингушетия, как гособразование, молода, ей только будет 20. И для рывка в своём развитии не хватает только времени. Остальное у неё есть. О «коррупции и беспределе чиновников» и не хочется рассуждать. Это уйдёт. Для сравнения: вы наблюдали, как у нас на Кавказе при подготовке к пиршеству ставят огромные котлы для варки мяса? Разделывают его тут же, на природе, подстелив целлофановую плёнку. И в котёл могут попасть какие-то соринки, щепки. Когда котёл закипает, вместе с пеною всё наносное всплывает. Потому и ставят у котла ответственного с черпаком, чтоб удалять ненужное. В смутные времена всё лёгкое по удельному весу и всё низменное устремляется к поверхности. По большому счёту, люди, погрязшие в этаком уродливом явлении, повинны не более, чем равнодушные созерцатели. Вместе взятые они продукт временно больного общества. Коррупционеры живут не на необитаемом острове, не в пустыне. Перестанем давать взятки и делать «откаты» – у них и не будет стимула к коррупции. Если общество вместе и разом скажет «нет», то и не будет ей места.

Смотрите также:

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах