Ставропольцы Иван и Виктор Лагутины, отмотавшие по пять лет за сбыт наркотиков, создали в крае прецедент, выбив через Страсбургский суд компенсацию – по три тысячи евро. Заплатить их должна будет федеральная казна.
По информации Ставропольского краевого суда, благодаря Европейскому суду по правам человека братьям удалось доказать, что сотрудники Госнаркоконтроля подстрекали их к преступлению.
Где сговор?
До «посадок» братья были преуспевающими молодыми людьми, владели пунктом видеопроката. Иногда, правда, покуривали анашу…
- Осенью 2007-го приятель познакомил меня с неким любителем «кайфа», - вспоминает Иван Лагутин. – Тот пристал: помоги достать «травку». Он начал названивать мне чуть ли не каждый день с просьбами помочь. В итоге я помог приобрести анашу три раза. Один раз получилось так, что сам я передать «травку» не мог. Поэтому оставил её брату, который и продал закупщику. По словам Ивана, во время задержания наркополицейские как бы случайно опрокинули ведро с водой, а пока браться собирали воду, подсунули им свёрток с коноплёй…
- Вот так нам с Витей и «пришили» 228-ю статью УК, - вздыхает Иван. – Да ещё и с формулировкой «По предварительному сговору». Мне дали шесть лет, брату – пять.
«Огородные» зэки
Все эти годы братья боролись за отмену приговора. Ивану частично это удалось: ему по решению суда скостили срок на 10 месяцев. братья даже выбили через суд компенсацию - 200 тысяч рублей. Но родители (братья тогда ещё отбывали срок) смогли получить… всего две тысячи. Остальные деньги странным образом до подсудимых не дошли. А выйти из колонии условно-досрочно не получилось: по словам Лагутина, на Ставрополье это почти невозможно, как бы примерно ни вёл себя зэк. Да и уменьшение срока по статье 228-й как-то не практиковалось.
- Это был первый случай, когда по такой «убойной» статье получилось облегчить наказание, - признаётся мой собеседник. – Моя небольшая победа вдохновила других осуждённых, которые тоже начали писать жалобы. У нас ведь, по моим наблюдениям, процентов 70 сидят как раз из-за этих контрольных закупок. Причём не только молодёжь. Я встречал и дедушек, которые попались ещё глупее, чем я. Знаете, как это чаще всего происходит? Выезжает в село патруль из Госнаркоконтроля. Если увидели в огороде коноплю, начинают приставать: продай! Когда человек соглашается, его тут же снимают на видеокамеру. Вот вам и контрольные закупки!