Примерное время чтения: 7 минут
412

Кто защитит КМВ? Нарушителей закона вызовут на ковер в Совет Федерации

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 35. АиФ-СК №35 30/08/2017
Денис Кузнецов / Из личного архива

В Год экологии Издательский дом «АиФ» совместно с Советом Федерации, Минприроды РФ и другими федеральными органами власти реализует проект «Экология России». Исследовательской частью руководит Владислав Жуков, который входит в состав экологических комитетов и комиссий многих общественных организаций. О Кавминводах знает многое – в Кисловодске вырос.

Аэроионы или выхлопные газы?

Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Вы поддерживаете постоянную связь с родным городом. Как оцениваете экологическую ситуацию на Кавминводах? Общественники считают, что она не вполне благополучна.

Владислав Жуков: Я тоже так считаю. Конечно, ничего катастрофического не происходит, здесь всё-таки нет каких-то промышленных гигантов. Но антропогенная нагрузка очень серьёзная. Есть факты неправомерной застройки тех территорий, где этого делать нельзя. Необходимо провести комплексный анализ, выяснить, где ограничения, связанные с санитарно-защитными зонами, нарушены, и устранить их. Нужно сохранить уникальный природный баланс региона. Я бы, конечно, ограничил здесь и автотранспорт.

– Идея о переходе Кавминвод, в частности Кисловодска, на электротранспорт обсуждается уже много лет. Как считаете, есть ли будущее у такого проекта?

– Дискуссионный вопрос. Очень дорогостоящая затея. Хотя для таких маленьких городов, как Кисловодск, Пятигорск, идея перехода на электромобили выглядит привлекательно. Это определённый имидж региона, использующего экологически чистые виды транспорта.

Курортологи и экологи говорят, что Кисловодск очень специфичен по своему рельефу. Он находится как бы в чаше, воздушные массы в которой в силу особенностей розы ветров не выдуваются. Поэтому атмосфера насыщена аэроионами. Это один из лечебных факторов курорта, здесь занимаются аэротерапией. 

Но автомобильные выхлопы также оседают в этой чаще. Поэтому было бы разумно оставлять личные автомобили, допустим, на въезде в город. И дальше перемещаться на электротранспорте или пешком. 

Я когда приезжаю сюда, транспортом вообще не пользуюсь. Город маленький, можно часа за два пересечь его из одного конца в другой. 

Досье
Владислав Жуков. Родился в Красноярске в 1973 году. В 6 лет с семьёй переехал в Кисловодск. Высшее образование получил в Иркутске. Член совета по вопросам АПК и природопользования Совфеда. Зампредседателя комитета по природопользованию и экологии ТПП РФ. Исполнительный директор НП «Национальный центр эколого-­эпидемиологической безопасности».

Вода, да не та

– Кавминводы уже несколько лет в поле зрения федеральных органов власти.

– И многое благодаря этому уже сделано. В том числе по спасению наших особо охраняемых курортных территорий. Кисловодский курортный парк теперь, как вы знаете, федеральный объект: год назад стал национальным парком.

Удалось провести большую работу, чтобы не допустить принятия техрегламента по минеральным водам Северного Кавказа. Иностранные компании лоббировали свои интересы, связанные с тем, чтобы воду с определенными брендовыми названиями, имиджевыми для нашего региона, можно было разливать в отрыве от места их естественного образования. Это абсурд. Но техрегламент, который пытались продвинуть и принять, предполагал именно такие вещи. Если бы это произошло, международные корпорации поглотили бы местных производителей.

Законопроект протаскивали тихо. Первым бить в набат начал Михаил Бондаренко –  руководитель администрации Кавминвод, человек очень принципиальный. Только благодаря статусной площадке Совета Федерации лоббистов удалось остановить. Задали им напрямую вопрос: а можно ли будет, согласно этому техрегламенту, в Подмосковье производить «Ессентуки-4»? Ответ: «Да!». Химический состав известен: собрали микроэлементы, загазировали, и что – получилось то же самое? Да нет же, не то же самое. В этом-то всё и дело.

– А кому и зачем понадобился такой техрегламент?

– У компании, которая продвигала законопроект, только одна скважина, дебет ограничен, а они за счёт этого закона хотели производство своё увеличить. Откровенно говоря, у них и сейчас несопоставимые объёмы продаж брендовой воды и дебета скважины. Думаю, они уже халтурят.

Принятие техрегламента позволило бы им легализоваться, выйти из постоянного конфликта между собственным производством и потреблением. Но этого не случилось.

На протяжении нескольких лет шла борьба. И мы победили. Хотя вложения в лобби были достаточно серьёзными.

Но останавливался на достигнутом считаю недальновидным. Региону необходимо разработать собственный технологический регламент, стандарты в области добычи и использования минеральной воды. С привязкой именно к региональной специфике. Чтобы подстраховаться.

– То есть установить и закрепить рамки.

– Да, пока их снова никто не попытался сдвинуть. Нужны чёткие правила игры. И заниматься этим должно местное сообщество. Конечно, это траты. Но нельзя забывать, что скупой платит дважды. История может повториться, и не факт, что новую попытку тоже удастся пресечь. Придут иностранные игроки с огромными деньгами, не сопоставимыми с организацией бизнесов в регионе, скупят всё, переформатируют, но самое опасное - дискредитируют нашу воду. Где в этом случае окажутся местные производители?

Тонкости градостроительства

– Курортологи утверждают, что окончательно деградировать источники минеральной воды не могут. Ресурс возобновляемый.

– Но на состояние источников влияет очень много факторов. И не в последнюю очередь – антропогенный. Очень тонкий регион. Небольшие точечные воздействия - и мы теряем наше достояние.  

– Может быть, местным властям стоит более вдумчиво подходить к выдаче разрешений на застройку? 

– Разумеется. Посмотрите на Кисловодск! Я ужасаюсь этой градостроительной политике. Огромные невостребованные жилые комплексы, которые создают нагрузку на всю инфраструктуру. Уверен, нужно экспертно исследовать ситуацию в городе и принимать меры, вплоть до сноса.

Кто-то говорит: «Вам что, жалко?».  А давайте подумаем, к чему может привести бездумная застройка, когда некий бизнесмен возводит гостиницу или бизнес-центр, вкладывает в свой объект, но не вкладывает в инженерные сети города. А у них есть определенный потенциал. В Кисловодске изначально был переизбыток нагрузки. А сейчас это фундаментальная проблема.

Будем проверять сейчас каждую застройку в городе. И не мэр Кисловодска будет этим заниматься, а федеральные службы. Где, в какой зоне, что построено. Надо сносить, будем сносить, кто-то должен отвечать за неправовые решения. 

– По Пятигорску ситуация выглядит не лучше.

– Сигналы были. Сейчас сформирован новый созыв Общественной палаты. Уже поступило предложение провести комплексное обсуждение проблем Кавминвод. Хотим сделать это объектно и предметно. Грубо говоря, если в Пятигорске произошло отчуждение какой-то территории в пользу некой коммерческой компании, пригласим её руководителя и того, чья подпись стоит под разрешением, и потребуем объяснений.

Через общественников будем выявлять такие факты. Думаю, к ноябрю удастся запустить этот процесс на площадке Совета Федерации.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах