Развалины посреди дороги в дачном кооперативе «Кавказ» на Ставрополье уже стали местной достопримечательностью. Что ни дождь – так представление: земля вокруг становится красной, а вокруг разносится резкий запах химии. Дом Сюзанны Аванесян – «на берегу» местных розливов. Женщина с годовалым ребёнком говорит: их семья живёт здесь круглый год и терпит серьёзные неудобства: ни на прогулку выйти, ни окна открыть.
«Здесь у них был склад химических веществ, они приходили сюда за этими химическими веществами, относили их на кожзавод, – рассказывает Сюзанна. – За это они получила пособия по вредности и молоко».
Ещё в 70-х годах здесь были помещения, принадлежащие давно закрывшемуся кожевенному заводу: несколько сараев, где хранились дубильные вещества. Год назад постройки снесли. Но проблем только прибавилось: теперь здесь ещё и свалка.
Как тетрис из мусора: и строительного, и бытового. Через завалы к нам добирается председатель дачного кооператива Валентина Зайцева. Она поясняет: неоднократно обращалась к директору фирмы, которой принадлежит участок и пыталась идти на компромисс.
Сначала, вспоминает женщина, руководитель предприятия сказал, что поставит забор. Однако потом решение своё поменял и перестал давать местным жителям надежды на какие-либо изменения. Мы тоже связались с хозяином компании, владеющей поражённым участком. Дмитрий Журавлёв пояснил: он уже вложил достаточно средств, чтобы снова тратить деньги на ликвидацию колоритного пейзажа: в один миллион рублей обошёлся ему прошлогодний снос сараев.
Кто должен устранить нарушения – выяснится в течение месяца, обещают сотрудники министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды края. Сегодня их комиссия выехала на место событий и ещё до лабораторных анализов констатировала нарушение: это несанкционированная свалка ТБО. Что касаемо природы непонятных химических веществ сотрудники министерства пояснили: они начали расследование административного правонарушения, в ходе которого планируют установить круг причастных и ответственных лиц. Кроме того, специалисты вычислят и уровень химической опасности: эксперты лаборатории в ближайшие дни возьмут пробы воздуха, воды и почвы, чтобы провести необходимые анализы. К слову, Алексей Когорлыцкий, начальник центрального комплексного отдела минприроды, упомянул, что в деле собственника земли уже фигурировали административные статьи «Загрязнение водоохранной зоны» и «Складирование отходов 4-го класса опасности». Все нарушения были устранены летом прошлого года.