Через три месяца Осетия отметит юбилей – пять лет победы в военном конфликте с Грузией августа 2008-го. С той поры много вина утекло на столах, сервированных в честь августовских событий. И эйфория уступила место головной боли.
Нарушают по-братски
- Сегодня головная боль для нас – поведение водителей на автомобилях с югоосетинскими номерами, разъезжающих по дорогам Северной Осетии, - говорит майор полиции РСО-А Алан Бутаев, - то, что вытворяют наши «южные братья», иначе, как «беспределом», не назовёшь.
В ходе недавнего трёхдневного совместного рейда сотрудников республиканских ГИБДД, ОМОНа, таможенной и кинологической служб на улицах столицы РСО-А для проверки документов остановлено 826 машин, зарегистрированных в Южной Осетии. Сорок один из этих автомобилей отправлен на штрафплощадку таможенной службы за те или иные нарушения до выяснения обстоятельств. Водителям задержанных авто в общей сложности инкриминировано 193 нарушения правил дорожного движения. Так, десять автомобилей передвигались по трассе с превышением установленного скоростного режима, семь – проехали на красный свет, на десяти установлены нестандартные номера, шестнадцать игнорировали правила перевозки детей и т.д.
Против лома нет приёма?
- Сложившуюся ситуацию необходимо взять под контроль, - продолжает тему майор Бутаев, - прежде всего надо наказывать нарушителей за допущенные ими на дорогах республики противоправные действия.
Что же мешает полиции применять к лихачам наказание? Оказывается, препятствует этому… буква закона.
Дело в том, что после войны почти пятилетней давности Южная Осетия окончательно порвала с Грузией. И де-юре стала самостоятельным государством, де-факто превратившись в часть Северной Осетии. Которая, в свою очередь, входит в состав Российской Федерации.
Следовательно, Южная Осетия – тоже Россия? То-то и оно, что нет. Именно по этой причине у полицейских РСО-А никак не получается привлечь к ответу нарушителей, гоняющих по трассам РСО-Алании с буквами «ЮОР» на госномерах. Ведь автомобиль из соседнего государства не зарегистрирован в Российской Федерации, и соответствующими данными на него сотрудники ГИБДД, увы, не располагают. Отсюда и невозможность идентифицировать лихача, чтобы затем применить к нему надлежащие меры воздействия – даже если его авто зафиксировал видеорегистратор. Против юридических казусов бессильна даже «навороченная» техника. Звучит как «против лома нет приёма».
Министр пишет министру
Однако «приём», вероятно, все-таки есть. Его упорно ищут полицейские – и, между прочим, лично руководитель республиканского МВД Артур Ахметханов. О создавшейся ситуации генерал-лейтенант уже доложил руководству РСО-А. По информации источника в республиканском МВД, «есть надежда на то, что в ближайшем будущем означенный вопрос будет рассмотрен и на межправительственном уровне».
Проблема, впрочем, уже выплеснулась за пределы Российской Федерации, приобретя статус межгосударственной. Произошло это после того, как руководитель министерства внутренних дел Северной Осетии генерал-лейтенант Ахметханов официально обратился к своему коллеге в Южной Осетии с просьбой активно поучаствовать в осуществлении контроля над ситуацией.
- Война нас объединила и напомнила о том, что северные и южные осетины – одна, по сути, нация, - подводит итог майор Бутаев, - но если в этническом пространстве мы существует вместе, то в поле правовом находимся по разные стороны – со всеми вытекающими последствиями. И с этим надо что-то делать.