Ставрополь, как поется в одной песне, стоит «на семи холмах, на семи ветрах», и в этом есть его природное сходство с Москвой. Но с начала века улицы краевого центра стали походить на столичные еще и своими бесконечными и внезапными пробками.
Машин на дорогах Ставрополя становится неуклонно больше с каждым годом, месяцем и даже днём. Город просто задыхается в пробках! А для решения проблемы делается мало... В последние два года расширили некоторые дороги и сгладили углы на перекрёстках, устроили множество парковочных карманов и больших стоянок. Но многие по-прежнему паркуются на обочине или правой полосе, а кто и в нарушение правил в заезде на автобусную остановку. ДПС закрывает на это глаза, потому что все знают, что других вариантов нет. А вокруг не исчезают привычные и появляются новые места заторов.
В принципе, каждый для себя может решить проблему индивидуально, хотя бы иногда отказываясь от поездки за рулём. Но пассажиры троллейбусов и автобусов тоже подвержены томительныму стоянию. Всё больше горожан пересаживаются на велосипеды, но Ставрополь некомфортен для езды на них. Поэтому большинству, идущему пешком или едущему на своём и общественном транспорте, остаётся терпеть.
Крик души
Наш читатель, автолюбитель со стажем Сергей Давыдов, в ярких красках расписал в своём письме ситуацию лишь на отдельно взятом перекрёстке, отметив (да мы все и так это понимаем), что подобных проблемных точек в городе много. Речь идёт о т-образном перекрестке улиц Шпаковской и 50 лет ВЛКСМ, напротив главного входа в парк Победы. Ежедневно здесь проходят тысячи людей и проезжают сотни автомобилей.
«Там никакие правила дорожного движения не действуют в принципе, то есть во многих случаях отсутствуют даже первичные признаки соблюдения ПДД, такие как остановка на красный свет, поворот со своей полосы или пропуск пешехода на «зебре». То, что творится на этом перекрестке по утрам, иначе, как безумием, не назовешь, хотя и вечером там тоже не сахар, – описывает происходящее Сергей. – Со стороны 50 лет ВЛКСМ направо на Шпаковскую авто поворачивают сразу с двух полос (нарушение ПДД), но их понять можно, иначе пробка растянется на весь квартал вплоть до ул.Тухачевского. Однако поворачивая направо с двух полос, они само собой перекрывают движение авто, которые хотят проехать перекресток по Шпаковской со стороны Ворошилова, чем вынуждают тех въезжать на перекресток заранее (нарушение ПДД), оставаться там (нарушение ПДД) и пытаться втиснуться в образовывающиеся время от времени зазоры между машинами. Но такие действия практически лишают возможности провернуть налево авто, которые движутся по Шпаковской со стороны ул. Доваторцев. Для того чтобы иметь шанс осуществить левый поворот на 50 лет ВЛКСМ, автолюбители должны пытаться повернуть из первого ряда, что запрещено висящим там знаком. Но пытаясь повернуть из первого ряда налево, они автоматически перекрывают дорогу тем авто, которые хотят проехать прямо. При этом на сигналы светофора никто уже практически не обращает внимания (нарушение ПДД). Про пешеходов лучше и не вспоминать, на них обращают внимание в последнюю очередь, а ведь там 3 перехода и постоянно слышна громкая брань. Самое неприятное, все эти нарушения уже вошли в привычку и заметно, что многие водители (особенно автобусов и маршруток) даже когда перекресток свободен, выполняют уже заученные манёвры, например, поворот на красный свет направо из второго ряда...
Такое происходит каждый день уже много лет, и никому нет до этого дела. Где наши славные регулировщики ГИБДД? Какова вообще на этом фоне компетентность руководства полиции? А население юго-западного района растёт, автомобилей становится все больше... Просто удивительно, что до сих пор этот перекресток не стал ареной большой трагедии», – возмущается читатель.
Карта самых проблемных участков Ставрополя
1 – центральный коллапс
2 – ул.Ленина: от ул.Л.Толстого до ул.Жукова
3 – ул.Пушкина и ул.Артёма: от ул.Дзержинского до ул.Лермонтова
4 – ул.Советская и ул.Булкина, частично ул.Кавалерийская*
5 – перекрёстки ул.Голенева с пр-том К.Маркса* и ул.Дзержинского*
6 – ул.Голенева, ул.Фрунзе, ул.Победы*, ул.Вавилова*
7 – перекрёстки ул.Ленина*, ул.Мира*, ул.Лермонтова* с ул.Р.Люксембург и ул.Маяковского
8 – перекрёстки ул.Ленина* и ул.Мира* с ул.Объездной и ул.Достоевского
9 – перекрёстки ул.Доваторцев с ул.Ленина, ул.Мира, ул.Лермонтова
10 – пр-т Кулакова: от ул.Ленина до пр-та Юности
11 – перекрёсток ул.Шпаковской и ул.50 лет ВЛКСМ
12 – перекрёстки ул.Доваторцев с ул.Шпаковской и ул.Тухачевского
* осложнено подъёмами и спусками
Власти задумались всерьез
На недавнем заседании администрации Ставрополя подробно рассматривалась проблемы развития дорожной сети города и озвучивались планы по её совершенствованию.
– Во-первых, разрабатывается новая схема организации дорожного движения, внедрение которой может дать уменьшение заторов на 20%, – докладывал заместитель руководителя комитета городского хозяйства Андрей ЛАЗУТКИН. – Ещё способ уменьшения пробок – реконструкция и расширение городских магистралей. И для оптимизации условий дорожного движения планируется реконструкция таких транспортных артерий, как улица Ленина, улица Космонавтов, проспект Кулакова. В планах комитета – выполнение работ по устройству на перекрёстках Кулакова–Ленина и Доваторцев–Лермонтова дополнительных полос, способствующих увеличению пропускной способности.
В отдельных случаях городские стратегии решили основать на опыте прошлых лет.
Например, в центральной части города магистрали связывают 5 идущих подряд параллельных улиц (Артёма, Пушкина, Ломоносова, Л.Толстого и часть Краснофлотской), на которых одностороннее движение: либо на север, либо на юг – через одну. Эта схема работает около 30 лет, хотя назвать её эффективной в последние годы нельзя – на тех же Артёма и Пушкина почти ежедневно бывают столпотворения в часы пик.
На перпендикулярных этим улицам сквозных магистралях сейчас тоже предлагают ввести одностороннее движение с отдельной встречной полосой для общественного транспорта (Дзержинского, Ленина, Мира, Серова) и без таковой на более узкой Морозова, где автобусы не ездили никогда. Но многим потребителям стратегических реализаций кажется, что от такой перестановки слагаемых конечный результат вряд ли станет лучше.
А вот проект расширения улицы Ленина (в первую очередь «офисно-банковско-торгового бутылочного горлышка» от Л.Толстого до проспекта Октябрьской Революции, а затем и до Маяковского) начал разрабатываться лет 6 назад московскими гостями, но потом завис. В прошлом году крупная местная проектная организация по заказу мэрии продолжила развивать эти замыслы и начала исследовать возможности реконструкции других транспортных артерий. Впереди самая сложная и затратная часть – поиск решений.
– В нашем распоряжении ещё год-два, – резюмирует глава администрации Ставрополя Андрей ДЖАТДОЕВ. – Знаю, что это очень серьёзные затраты, но если они не будут вовремя проведены, то последствия бездействия могут быть катастрофичными.
Мнение эксперта
Евгений ЧИЖОВ, начальник отдела дорожной инспекции и организации движения Управления ГИБДД ГУ МВД по Ставропольскому краю:
– В Ставрополе необходима комплексная система организации дорожного движения, включающая в себя автоматизированную систему управления движением и систему маршрутного ориентирования водителей. Также необходима реконструкция существующих дорог со строительством транспортных и пешеходных развязок в разных уровнях. Плюс строительство дополнительных дорог, автостоянок, в том числе многоуровневых, особенно возле мест массового притяжения горожан. И с учётом опыта других стран – вывод объектов краевого уровня, к которым по различным делам едут люди со всего края, из центральной части города на окраины.