Москва… – Черкесск – Нальчик – Грозный – Владикавказ – Цхинвал – и, наконец, Ставрополь. Жители города с неподдельным восхищением встретили 9 августа в парке Победы участников Всероссийского социально-патриотического марафона «Сильные духом».
Участники - инвалиды тех или иных войн, а их хватило на нашем веку: Афган, чеченские кампании, Южная Осетия в 2008-м, теракты в Дагестане, Северной Осетии, других точках Кавказа...
В отчуждении
Марафонцы провели в Ставрополе митинг у Сквера памяти землякам, погибшим в боях при исполнении воинского долга. Возложили цветы к Мемориалу спасённым детям блокадного Ленинграда в ауле Бесленей в КЧР как дань героизму, подвигу и самопожертвованию кавказских матерей, в 1942 г. укрывших от смерти еврейских и русских детей. Кульминацией же марафона везде становились спортивные состязания между инвалидами.
Но не об этом решила расспросить я зампредседателя ООО ИВА, полковника запаса Валея Сайфуллина. Вопрос на самом деле один: «Кто и как решит проблемы инвалидов современных войн?» Валей Галеевич понял меня с полуслова и сказал: «Когда человек получает травму, перестаёт быть социально активным. Обидевшись на государство (а рядовым солдатам, не успевшим получить профессию, есть за что), молодые инвалиды сидят дома. В России около 13,6 млн инвалидов, из них 120 тыс. – военной травмы. Проблема – отчуждённость. Они отдали долг Родине, защищали всех. Поэтому должны иметь соответствующие льготы (пока они только в рамках ФЗ «О ветеранах»), доступную среду обитания. Пандусы, образование, жильё, обязательно автомобили, чтобы съездить в институт, магазин. Я молчу о тех, у кого и коляски нет. Обо всём этом мы уже написали Президенту РФ: 33 тыс.человек нуждаются в жилье и 6 тыс. – в авто. Обещано: как только выдадут машины всем участникам Великой Отечественной, займутся нами».
Главное – сразу не сломаться
Ну а спорт – тема особая. Когда парень с одной рукой обыгрывает в теннис здорового, видели бы вы эти глаза, эти лица! При этом в большинстве случаев эти люди занимаются спортом на голом энтузиазме, без всякой поддержки властей, соцслужб…
Наш земляк не стал ждать милости от чиновников. Жене Степаненко было всего 19, когда за Джалгой в Аргунском ущелье парню оторвало сразу руку и ногу. «Когда меня после операции вывезли к родным, это было печальное зрелище… Но я принял решение не сломаться. Хорошую «школу» прошёл в Москве – там шум, гам, суета в метро, где ноль внимания на инвалида», – говорит Степаненко. А сейчас Евгений очень общительный парень, выучился на юриста, работает в престижном Ставропольском НИИ природных газов, да ещё и сокрушается, что «работа сидячая, не хватает движения». Поэтому для поддержания формы 2 раза в неделю тренируется в спортзале по атлетической гимнастике. Офицер КГБ в отставке Галина Филиппова прикована к коляске 20 лет, ранило в служебной командировке. «В нашем обществе принято, что инвалид – грязный попрошайка. А я могу помочь и себе, и своим детям. Я всё сделала, чтобы они не сторонились меня, а, наоборот, говорили «Какая классная у нас мама!» В голодные 90-е она лёжа собирала розетки, а теперь чемпионка Европы по кёрлингу!
Увы, не все могут выстоять сами. Так и стоят в ушах слова песни, звучавшей во время марафона: «Вытри слёзы, лейтенант, всем смертям назло ты остался цел!». Уж не сожалеют ли об этом наши государевы мужи, готовые откреститься сегодня от выживших?