Вот и настал «судный день» для любителей темных стекол. С 1 июля наказания за чрезмерную «тонировку» увеличены. Отныне, автолюбитель не только выплачивает штраф в 500 рублей, но и катается без государственных регистрационных знаков, пока не снимет злополучную пленку в автосалоне. Как вариант – можно снять «тонировку» на месте своими собственными руками, тогда и госномера изымать никто не будет. Но вот желающих подвергать свой автомобиль таким издевательствам, не много. Как результат — практически во всех «центрах тонирования» очередь на снятие защитной пленки расписана уже на недели вперед.
Реакция ГИБДД
Понимая всю плачевность ситуации, Госавтоинспекция Ставропольского края пошла на встречу автолюбителям и первые три июльских дня работа по выявлению нарушений «тонировки» велась в режиме «лайт» - штрафы в 500 рублей выписывали, но вот госномера не снимали, а давали «последнее китайское», чтобы водители добровольно сняли защитную пленку.
«Мы даем отсрочку автовладельцам, чтобы они успели снять защитную пленку. Я знаю, что в «центры тонирования» большие очереди. Люди действительно сами хотят устранить нарушения, и мы даем им время это осуществить», - рассказал начальник центра автоматизированной фиксации административных правонарушений УГИБДД ГУ МВД России по Ставропольскому краю Игорь Семенов.
Кроме того, дорожная полиция сделала автовладельцам еще один подарок – часы бесплатной «растонировки». 3 июля, в свой профессиональный праздник, Госавтоинспекция Ставрополья провела акцию «Растонируй, без штрафа!». В этот день с 10 до 12 часов на четырех постах Ставрополя дпсники и специалисты по «тонировке» бесплатно снимали защитную пленку со стекол автомобилей желающих. А желающих было много, но вот счастливчиками, которым теперь не надо ехать в автосалон и платить свои деньги за эту неприятную процедуру стали только 40 автовладельцев. Подобные мероприятия прошли также в Пятигорске и Минводах.
Как сообщили «АиФ-Северный Кавказ» в ГИБДД края, акцию планируют повторить, но уже после 15 июля и в других районах края, в каких, пока точно неизвестно.
Тем не менее, с 4 июля наказывать за «тонировку» начнут по-взрослому. Как рассказал Игорь Семенов, никаких поблажек уже не будет и те, кто не успел снять защитную пленку, лишатся госзнаков.
Неизвестно к чему приведут подобные меры, очистятся ли дороги от тонированных автомобилей, или любители «ездить в танке» придумают новые способы изолироваться от окружающего мира. Но пока на дорогах региона можно увидеть изобилие автомобилей с чрезмерной тонировкой, и это несмотря на высокую статистику выписанных за последние 5 месяцев штрафов - 11 195. Поэтому реальное положение вещей заставляет усомниться в эффективности ранее предпринимаемых ГИБДД мер.
Советы юриста
О том, как можно отстоять свое право на «тонировку» и не попасться в руки некомпетентного сотрудника ГИБДД «Аргументы и Факты – Северный Кавказ» рассказал водитель со стажем и адвокат Максим Спасибов.
- Максим Геннадьевич, неужели теперь тонировать стекла автомобиля нельзя совсем?
- Действующее законодательство не запрещает тонировать автомобиль, тонировать можно, но только с условием, что после этого стёкла вашего автомобиля будут отвечать требованиям ГОСТа. Согласно действующему законодательству, светопропускная способность лобового стекла и передних стекол должна быть не меньше 70%. А вот требования к остальным стеклам никак не регламентируются. Именно поэтому инспектора ДПС могут проверять только лобовое и передние боковые стекла. При этом проверять светопропускную способность стекол может любой сотрудник ГИБДД (разумеется, для этого у него должно быть необходимое оборудование имеющее действующий сертификат). Иными словами, на утверждение инспектора ДПС что тонировка запрещена, вы можете со знанием дела сказать ему, что в Российской Федерации допускается тонировка передних боковых стёкол и лобового стекла автомобилей со светопропускаемостью не менее 70 % согласно ГОСТу 5727-88. Хорошим аргументом при общении с ДПС является сертификат соответствия тонировки установленным нормативам, данный документ должен выдавать сервис, осуществивший работу по затонированию стёкол. Когда вас остановит сотрудник ДПС и скажет, что ваша тонировка не соответствует ГОСТу, спросите - как он это определил, если он ответит «на глаз» или «видно и так», спросите - сертифицирован ли у него глаз, такой поворот заставит инспектора осторожнее подбирать слова в общении с вами.
- А есть ли ещё какие-либо тонкости неизвестные рядовым автолюбителям, которые могут помочь отстоять своё право на тонировку?
- Безусловно, здесь есть своя специфика. Нужно сказать, что законодатель достаточно чётко регламентировал некоторые вопросы организации проверки тонировки. К примеру, согласно п. 4.7. ГОСТа 5727-88 испытания светопропускания проводят на трёх образцах, измерения проводят в трёх точках каждого образца. За величину светопропускания принимают среднее арифметическое результатов измерений трёх образцов. Таким образом, инспектор проводящий исследование обязан измерить светопропускание в трёх точках каждого затонированного стекла, а процент светопропускания устанавливают путём нехитрых математических действий по определению среднего арифметического результатов измерений трёх образцов, а не какой-то отдельной точки стекла. Очень важны погодные условия, при которых проводят замеры. Согласно п. 1 ГОСТа 27902 температура должна быть от 15 до 25 градусов Цельсия, давление от 86 до 106 кПа, относительная влажность воздуха от 40 до 80 %. Также запрещено делать замеры в дождь и на грязные стёкла. При проверке стекло должно быть вымыто начисто и насухо вытерто. При нарушении хотя бы одного из этих условий, действия инспектора и результаты измерений подлежат большому сомнению и должны быть обжалованы.
Кроме того, инспектор обязан измерять прозрачность стекол исключительно приборами (тауметрами), любой прибор должен иметь свидетельство о прохождении ежегодной государственной проверки в органе сертификации, этикетку с указанием срока следующей проверки и личную пломбу проверяющего (при отсутствии пломбы Вы можете оспорить показания прибора). Уровень затемнения автомобильных стёкол может измеряться тремя приборами: «Свет», «Тоник», «Блик». Тауметр показывает на табло количество прошедшего через стекло светового потока (в процентах), то есть если прибор показал 70 %, значит светопропускаемость Вашего стекла составила 70 %, что соответствует ГОСТу.
- Где может осуществляться проверка тонировки?
- В действующем законодательстве нет понятия проверки или измерения светопропускаемости стёкол автомобиля, однако есть понятие контроль за техническим состоянием транспортных средств, именно в рамках данного контроля инспектор ДПС может проверить тонировку на соответствие ГОСТу. Естественно такой контроль сотрудники ДПС могут проводить в специально оборудованных местах. Согласно пункту 16.1. Приказа МВД РФ от 07.12.2000 № 1240 при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств. Возможность осуществления инспектором ДПС указанных действий вне стационарных постов и контрольных постов милиции, контрольно-пропускных пунктов действующее законодательство не предусматривает. Таким образом, отдельно стоящий на дороге инспектор ДПС или экипаж ДПС не могут рассматриваться как пост или контрольно-пропускной пункт.
- На что в итоге нам стоит обратить внимание при проверке?
- Проверить светопропускаемость стекла может только сотрудник полиции на стационарных постах, контрольных постах полиции и контрольно-пропускных пунктах транспортных средств. Требуйте у инспектора служебное удостоверение, если там написано сотрудник милиции такой-то – смело звоните по телефону доверия и сообщайте что вас остановил оборотень в погонах, так как милиции с недавних пор у нас в стране нет.
Перед проведением замера все предписанное ГОСТ-ом должно быть измерено, включая атмосферные параметры, и измеренные условия должны соответствовать нормам ГОСТ, стекло должно быть почищено и вытерто насухо. Сертификат прибора и протокол испытаний должен указывать, что погрешность прибора не более 2%. И данный протокол со всеми данными и с описанием проверки может считаться фиксацией законных доказательств вашей вины, при том что доказательства, полученные с нарушением закона, не должны приниматься судом во внимание.
Зачастую в протоколе забывают указать номер сертификата прибора, методику измерения, атмосферные параметры, что является немало ослабляющим его фактором.
- Что вы посоветуете автолюбителям: снять тонировку или ездить дальше с тёмными стёклами?
- Здесь каждый решает для себя сам. Лично я езжу с затонированными стёклами. Для меня это дополнительный комфорт и уют в автомобиле. При общении с инспекторами ДПС всегда доказываю, что тонировка у меня в полном соответствии с ГОСТом. Хотя многие автолюбители специально растонировались к 1 июля, дабы избежать штрафов и снятия номеров. Такие водители просто не хотят тратить время на изучение ведомственных нормативных документов МВД РФ и искать «спасительные» для себя статьи. Мне такая позиция понятна, потому что в дальнейшем незатонированные машины будут останавливать гораздо реже. Вместе с тем, считаю, что пока тонировка не запрещена совсем, нужно пользоваться предоставленной нам возможностью. Прав у нас с вами гораздо больше, чем мы думаем.