На первый взгляд, они похожи, словно близнецы. И в то же время – разные. Два уникальных памятника начала ушедшего века, названные в честь поэтов – Лермонтовская галерея в Пятигорске и Пушкинская в Железноводске. Она в эти дни отмечает юбилей – 110-летие.
Первый в России конструктор
Её торжественно открыли в 1902-м, проект Хржановского «собрал» местный архитектор-строитель Шиллер. По тем временам это было новшество, металлические «конструкторы» вызывали споры и полярные отзывы. Чего только не говорили в своё время об Эйфелевой башне! Наши галереи вписались в ландшафт, вот уже больше века являясь неотъемлемой частью курортного пейзажа.
- Галерея выполнена в стиле эклектического модерна, - рассказывает искусствовед Юрий Зак унц. - В этом курзале, выполненном на металлическом заводе в Петербурге, профессор А.Н.Померанцев впервые в России применил совершенно новые в архитектуре сборные конструкции: сочетание металла со стеклом (к примеру, ГУМ в Москве), а всю остальную «начинку» изготовили в Варшаве. Тогда курорты старались оснастить и украсить всем самым модным и лучшим. Хотя вопрос внешнего вида галереи не был бесспорным – металлическое сооружение однозначного восхищения не вызывало.
Из Польши везли составляющие обеих галерей – пятигорской и железноводской, но Лермонтовская появилась раньше. Пушкинскую же поначалу назвали Железной - по аналогии с горой.
- В 1903 году, к 65-летию со дня гибели Александра Сергеевича, Железная галерея была переименована в Пушкинскую, а в 1937 году, к 100-летию скорбной даты в галерее была установлена скульптура С.Д.Меркурова «Пушкин у моря» - это был первый памятник поэту на Ставрополье, - говорит Закунц.
Есть и другая версия появления памятника А.С.Пушкину в Пушкинской галерее: 10 февраля 1941-го «Пушкин у моря» был установлен перед зданием сельсовета села Большое Болдино, где жил и творил поэт. А в послевоенном 1949-м, когда в СССР широко отмечали 150-летие со дня его рождения, авторская копия скульптуры без пьедестала была установлена в выставочном зале железноводской Пушкинской галереи.
Здесь Айседора танцевала…
«Для гуляний публики в ненастную погоду» - так обозначена практическая составляющая галереи. Променад был важнейшей составляющей курортного гламура 1900-х: модные дамы, «прогуливали» свои туалеты, поглядывая на галантных кавалеров, в пасмурные и дождливые дни здесь дефилировали мамы с дочками на выданье, знакомились со свежей прессой и наслаждались изысканными музыкальными «деликатесами».
- Публика была требовательной и взыскательной, на курорты приезжали не только лечиться, здесь собирался бомонд того времени, выступали известнейшие танцовщики, музыканты, актёры, - рассказывает директор Пушкинской галереи Эльвира Казарян.
Состоит галерея из трех залов: выставочного, камерного и концертного. На этих исторических подмостках блистали великие русской сцены - Вера Комиссаржевская и Мамонт Дальский, Николай Ходотов и Любовь Орлова. Воздушные па «вышивала» знаменитая Айседора Дункан, обжигал темпераментом зал Эсамбаев, бил степ яркий Шубарин, своды галереи помнят завораживающие голоса Эйзена и Штоколова…
Сегодня выставочный зал галереи - добрый дом для масштабных фестивалей дизайна, здесь проходят академические, персональные, сборные, камерные выставки мастеров кисти Северного Кавказа, а собственная уникальная коллекция горячей эмали – самая внушительная в округе.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.