Недавно вышла в свет повесть известного столичного журналиста Олега КАШИНА «Роисся вперде», жанр которой сам автор определил как «социальная фантастика». Однако описанные в ней местности вполне реальны, и одна из них – Ставрополье.
Редакция «АиФ–СК» решила установить интернет-диалог с Олегом, находящимся в долгосрочной творческой командировке в США, чтобы полюбопытствовать, что его связывает с нашим южным регионом и откуда у него такие прекрасные знания о нём?
Коротко о сюжете
Естествоиспытатель-любитель Карпов едет на историческую родину с женой-москвичкой, чтобы вдали от столичной суеты доработать своё изобретение – сыворотку для быстрого роста организма. Телёнок или поросёнок за считанные дни превращались во взрослую корову или свинью. Люди-лилипуты за две недели приобретали стандартные габариты. Завладевшие сывороткой злодеи из спецслужб ставили опыты над детьми-сиротами, которые становились взрослыми внешне, оставаясь неразвитыми умственно и наивными, как 6-7-летние малыши. Одна из подопытных как раз и воспроизвела на плакате лозунг «Россия, вперёд!», перепутав местами буквы в обоих словах.
Путь к славе через... СНИИСХ
География эпизодов повести разнообразна – от Лондона до Урала. Но основные действия происходят в Москве и Подмосковье, а также в неком неназванном южном регионе. В его описаниях легко узнаётся наш краевой центр и его окрестности, а именно посёлок Ставропольского научно-исследовательского института сельского хозяйства, что на окраине Михайловска. Очень детально описаны актовый зал, зимний сад и выставка достижений учёных СНИИСХа, а также корпоративный праздник, весьма характерный для этого института. Спрашивается, откуда такая точность? Ведь Олег родился и провёл большую половину жизни в Калининграде, затем переехал в Москву, где и прославился как журналист и блогер с принципиальной позицией по вопросам коррупции и экологии, а за свои хлёсткие статьи в защиту Химкинского леса был жестоко избит неизвестными полтора года назад (находясь на реабилитации, он и завершил работу над повестью). И, оказывается, своего героя Карпова автор немного списал с себя.
– В посёлке СНИИСХа жили родители моего отца, и он сам там рос до конца 60-х, – рассказывает Олег. – В детстве я с родителями каждое лето приезжал в СНИИСХ и проводил на Ставрополье по несколько месяцев в году. Моя бабушка, которая умерла в 2008 году, была в Шпаковском (еще не Михайловске) знаменитой учительницей. Я приезжал в 2006 году на ее 90-летие, думал, что просто посидим за семейным столом, но в итоге в актовом зале института было большое торжественное собрание с казачьим хором и речью мэра Лунина, который тоже когда-то был ее учеником. Так что места действительно родные, я и к этим местам, и к людям с огромной нежностью отношусь.
И, видимо, именно из-за этой нежности я старался, чтобы случайно их не обидеть, никак не использовать воспоминания о людях из института, которых я лично знаю и помню. Поэтому таких людей в моей книге «Роисся вперде» в итоге только двое – соседи Геннадий и тетя Катя, которых я решил назвать реальными собственными именами на случай, если вдруг кто-то из общих знакомых прочитает книгу, то есть это что-то вроде вирусного маркетинга. А так все остальные ставропольские типажи я описывал на основании своих впечатлений уже из «взрослых» командировок.
Край не стал «жлобским»
– Где довелось побывать в нашем крае как журналисту, что повидали и описали затем в своих репортажах?
– Я был в вашем крае в нулевые годы несколько раз – когда в Нефтекумском районе шли бои с ваххабитами, когда пенсионер в Ставрополе, поссорившись с женой, стрелял в прохожих с балкона, когда в Новоалександровске убили казачьего атамана и когда после убийства студентов были русско-чеченские волнения. Крайний раз был в прошлом году, когда под Невинномысском волки ели овец.
– Как вам Ставрополье по сравнению с соседними регионами?
– Я действительно люблю Ставрополье. За годы работы у меня была возможность сравнить его и с Кубанью, и с Доном – и даже без поправки на родственные связи – вы нравитесь мне гораздо больше. Наверное, экономическое неблагополучие по сравнению с двумя другими казачьими регионами и, может быть, изоляция (вас же не просто так «записали» в СКФО) помогло Ставрополью не превратиться в «жлобский» край и остаться настоящим русским Югом, как бы пафосно это ни звучало. И ещё странный момент – много раз побывав в крае, я ни разу не был на Кавминводах, хотя давно мечтаю и планирую туда съездить.
Олег хорошо знает и сам Ставрополь, и даже некоторые городские легенды. Например, о том, что высотную гостиницу «Континент» когда-то начинали строить гастарбайтеры из Сирии, и поскольку в какой-то момент их не устроили условия работы, они уехали, а каркас высотки на много лет остался долгостроем. А ещё Олег когда-то написал статью о чрезмерной распространённости топонимов из советского прошлого.
– Пейзажи – прекрасны, строения – тоже, – считает Кашин. – Что не прекрасно – местная топонимика. Ставрополь, по-моему, уникален в этом смысле даже в масштабах страны: улицы Ленина, Мира, Дзержинского, Октябрьской Революции, Карла Маркса, Советская – как угадать, что ты находишься в старинном южном городе, основанном Потёмкиным и Суворовым? И причём, уже начиная со взрослых лет, я каждый раз хожу в краеведческий музей имени Прозрителева и Праве, про южного слона всегда всем рассказываю. Даже сейчас, в Америке.
Герой повести Карпов пару раз приводит жену на своё любимое в Ставрополе место – Воздушную набережную с бронзовой скульптурой красноармейца-буденновца. И Марина внутри себя рассуждает о том, что этот памятник некрасивый, неэстетичный и даже агрессивный. Кажется, что автор излагает свои впечатления через призму мыслей гламурной героини, но нет...
– Зря так думать, мне даже жаль, что вы так восприняли мое описание этого памятника – наоборот, мне лично он очень нравится, я всерьез считаю его одной из лучших в России монументальных скульптур. Он даже есть на одном из аватаров моего блога.
Пожалуйста, авторизуйтесь, для того чтобы оставить комментарийВойти
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.