События последних дней в Лермонтове обросли множеством слухов и сплетен – Интернет-пространство выбрасывало самые невероятные сообщения: от бунта до ввода войск, каких-то невероятных предположений, придуманных и растиражированных в мгновение клика. Голодающих пытались опорочить – едят они якобы, по-тихому.
Без еды, но с боевым настроем
- Только воду пьем, и ту нам приносят солидарные с нашей позицией горожане, - заявил АиФ экс-депутат Виктор Капустин.
Участники протестного мероприятия вынужденно сменили место дислокации – из администрации, где начинали голодовку, переехали на улицу Гагарина, 19. В присутственное здание доступ был крайне осложнен, вот и пришлось уйти.
- Сегодня в Лермонтове уже работает ФСБ и Следственный комитет, - говорит Капустин, - но для нас важно не просто привлечь внимание к проблеме, главное, чтобы решение по назначению выборов депутатов в городской совет было признано незаконными. И распущен теризбирком. Будем голодать до победного.
У Капустина настрой боевой, как и у остальных участников протестной акции, возрастом значительно моложе. Виктору Семёновичу в августе стукнет 75, но юбиляр даст фору десятку молодых «бойцов». Самочувствие, уверяет, хорошее. Врачи, по его словам, навещают голодающих дважды в день, утром и вечером.
– Я геолог, человек привычный к разным условиям, - отвечает он в ответ на моё беспокойство. – Рядом со мной мой коллега, ему уже 76, он не был в числе кандидатов, но решил поддержать наш протест.
ТИКом не довольны. Долой ТИК!
Информацию о предстоящей в Лермонтове голодовке я получила по телефону в понедельник, 21 февраля в 8.57. Мужчина в трубке сообщил, что в городе в 10 часов начнется голодовка. На вопрос кто звонящий и откуда у него мой номер телефона, представился как-то расплывчато: «Да я Дунаеву по выборам немножко помогаю, а номер кто-то из журналистов дал, не помню».
Позже, как выяснилось в разговоре с экс-депутатом горсовета Виктором Капустиным, голодовку решили перенести на пятницу, 24 февраля. «Мы беседовали с юристами, которые посоветовали нам прежде подать уведомление об акции». Такую информацию мы и обнародовали. Но голодовка в тот день всё же началась: в администрации собрались горожане, съехались журналисты и акцию решили не переносить.
Требования голодающих – признать назначение выборов депутатов местного горсовета на 4 марта незаконным, снять с должности председателя теризбиркома, а сам ТИК распустить.
Борьба за депутатские кресла не просто перевалила за точку кипения, она обрела какие-то гипертрофированные формы: такого конкурса претендентов не было пожалуй за всю историю парламентаризма в регионе – более 120 человек изъявили желание принять участие в предвыборной гонке. И это на полтора десятка мест! Одни потенциальные кандидаты писали на других: почему этого зарегистрировали, а того нет? Этим отказали, а те прошли процедуру? Безусловно, продолжилась тема противодействия «Дунаев (экс-глава Лермонтва) - Травнев (мэр Пятигорска)». Напомним, очень многие в Лермонтове убеждены, что вся катавасия с властью в городке спровоцирована соседями. С этим связывают ( вполне возможно, не без оснований) и недавнюю «силовую» попытку захвата кабинетов в местной администрации. Потому неудивительно, что силён хор голосов, утверждающих, что пятигорским ставленникам в регистрации не отказывают, а местных отсеивают одного за другим. Снятые с предвыборной гонки потенциальные кандидаты и решили начать акцию протеста. И объявили голодовку. К слову, в день её старта 21 февраля, Александра Дунаева, говорят, в городе не было, и к голодающим он присоединился только 24-го, когда ему было окончательно отказано в регистрации. Обратите внимание на даты (см. начало статьи).
И что в финале?
Отказано в итоге по решению суда десяткам претендентов. По словам Виктора Капустина, в его случае ряд подписей были признаны недействительными, а в суд приходили люди, оставившие свои автографы на подписных листах, просиживали по 4 часа в ожидании, но вердикт был принят… И как считают участники голодовки, без сучка и задоринки проходят процедуру иногородние претенденты, не знакомые с городскими проблемами. Как не заподозрить ТИК в предвзятости?
С огромным уважением отношусь к позиции людей отстаивать собственную точку зрения, иначе как развиваться гражданскому обществу? И многие, не сомневаюсь, АБСОЛЮТНО ИСКРЕННЕ И ЧЕСТНО выходят на баррикады в защиту справедливости. Противно, когда порядочных людей пытаются использовать в своих интересах ушлые кукловоды, вслух говоря об общей позиции, а про себя считая их ведомым быдлом. В борьбе, разгоревшейся между двумя авторитарными местечковыми князьками, в ход идет весь арсенал – взаимные обвинения, провокации, захваты, поножовщина. Теперь и акция протеста – голодовка. Соседям это выгодно, поскольку отвлекает внимание от внутренних проблем, где прокуратура раз за разом находит нарушения в законности ряда постановлений. А что в Лермонтове? Есть горожане, что в эйфории восклицают – ну наконец-то в нашем сонном царстве такая заваруха! Разгоревшаяся буча кому на пользу? Случается, сметает всех - вдохновителей с хитрецой, и тех, кто примкнул к акции с чистой душой и по велению сердца встал в ряды голодающих.
Отношение к происходящему в городке неоднозначное – одни поддерживают голодающих и выражают готовность присоединиться к акции, другие – устали. Говорят, за полтора года всей этой вакханалии с местной властью надоело слушать пересуды, да сплетни, «делят и делят, власти им мало, осточертело, сил нет». Рвущиеся к власти на всё горазды, а о городских проблемах думать некогда и, получается, некому. А Лермонтову нужны покой и стабильность. «Под шумок, сама знаешь, как бывает – то пропало что, то миллиончика-другого недосчитались, а спросить потом будет не с кого в бедламе-то таком», - с усмешкой сказал мне пожилой лермонтовчанин. И правда, бывает…
Голодовку можно расценить и как шантаж, и как стремление отстоять свою точку зрения. И как демонстрацию амбиций, и как становление гражданского общества. 26 февраля в Лермонтове намечено провести митинг в рамках общероссийской акции «За честные выборы». Может, здесь стоит услышать друг друга и подумать о будущем города, благополучии и спокойствии его жителей? Может, хватит рвать Лермонтов на части? Помните ту притчу о ребенке, которого две женщины называли своим? Им предложили тянуть его каждой в свою сторону – та, что перетянет, и есть настоящая мать. И одна из них отпустила дитя – ему больно. Отпустите Лермонтов.