В Зеленокумске закончен, пожалуй, самый громкий процесс на Северном Кавказе в текущем году. Перед судом предстали три брата: Магомед, Аюб и Иса Гафуровы, которые были арестованы после громкого конфликта в Зеленокумске между местными казаками и чеченцами.
Тяжелый процесс
Напомним: в ноябре прошлого года в Зеленокумске некий Беслан попытался изнасиловать несовершеннолетнюю Катю. Девочка оказалась не робкого десятка: ей удалось вырваться из рук насильника. Катя пожаловалась брату, тот вызвал на подмогу друзей. Молодые безоружные казаки попытались поговорить, но были встречены… стрельбой.
Как мы уже писали, в той «разборке» пострадали семеро казаков. Двое – серьезно: одному парню пробили печень, второму – коленную чашечку. И хотя инвалидами ребята не стали, их здоровье серьезно подорвано.
В отношении Гафуровых были возбуждены уголовные дела, они долго содержались под стражей. А когда под председательством судьи Людмилы Швец в Зеленокумске начался процесс, пошло неслыханное давление со стороны адвокатов подсудимых.
– Чеченская сторона несколько раз требовала сменить судью, но ходатайства отклонялись, – говорит Сергей ТИХИНЬКИЙ, атаман Воронцово-Александровского общества Терского казачьего войска. – Затем Гафуровы объявили голодовку, а чеченская «группа поддержки», женщины и дети, в Зеленокумске развернули пикет в защиту Гафуровых. Всё это, думаю, повлияло на слишком мягкий приговор, который мы считаем необъективным. Больше всего нас покоробило то, что с братьев сняли обвинения в хулиганстве.
От кого защищались… нападавшие?
Да, приговор действительно вызывает недоумение: «стрелок» Иса, который из своего серьезного оружия мог запросто убить мирно настроенных парней, получил всего три с половиной года колонии общего режима, обвинения в хулиганстве с него сняты. Как рассказали нам казаки, присутствовавшие на процессе, суд решил, что Гафуров действовал не из хулиганских побуждений, а… защищая брата и семью. Вопрос на засыпку: какая требовалась защита, если казаки были безоружны?!
Аюб Гафуров вообще отделался легким испугом: он оправдан и отпущен прямо из зала суда. Третий, Магомед, наказан тоже несерьзно – годом в колонии-поселении. И в этом случае была проявлена лояльность Фемиды: суд не доказал, что Магомед ранил кого-то из казаков, обвинения в причинении какого-либо вреда сняты.
Единственное, что может хотя бы отчасти утешить казаков, – 400 тысяч рублей, которые в качестве компенсации материального и морального ущерба им должны выплатить подсудимые.
Чеченская сторона на более чем мягкий приговор отреагировала так: «Да здравствует самый гуманный суд в мире!» В пресс-службе районного суда Советского района нам сообщили, что никаких кассаций со стороны подсудимых нет.
Что тут добавить? Наверное, только то, что гуманным наш суд бывает очень уж избирательно. Кто-то получает восемь лет за пачку чипсов, кто-то – три года за общественно опасные деяния. В данном скандальном случае, очевидно, спокойнее для всех было бы рассмотреть громкое дело в другом, «нейтральном» регионе. Но вместо этого суд провели на огнедыщащем Кавказе и передали дело судье-женщине.
Общественное мнение отдельно взятой республики на чаше весов Фемиды перевесило доводы следствия.