Примерное время чтения: 5 минут
447

Только автостопом? Сёла на Ставрополье остаются без общественного транспорта

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 4. Волонтёры под прицелом? 22/01/2025

Жители Ставрополья в 2024 году оставили больше 2 тыс. претензий на работу общественного транспорта. Чаще всего жаловались, что водители не соблюдают график, грубят, проезжают остановки и не имеют терминалов для безналичной оплаты. Но есть и такие населённые пункты, куда общественный транспорт вообще не ходит.

Желающих нет

Виктору Николаевичу Галиченко 87 лет. Пенсионер живёт в хуторе Прогресс, и ему нередко приходится подолгу стоять на трассе в ожидании попутки, чтобы добраться в окружной центр, село Кочубеевское. Хутор и село отделяют всего 2 км, но общественным транспортом можно добраться только с пересадками через Невинномысск. Пенсионер шутит, что осталось ещё через Ставрополь или Ростов проложить путь в центр округа.

В администрации ему сказали, что нет желающих перевозить пассажиров по этому маршруту.

«Ладно, я в силу возраста нечасто куда-то выезжаю, а как быть другим людям? Здесь кругом хутора, которые не обслуживаются. Кто-то ездит на работу, кто-то детей возит в сад, школу или на кружки. Хоть бы раз в неделю или два был автобус. Частникам, наверное, неинтересно ради 10 человек автобус сюда посылать», - считает собеседник.

Из Казьминского до Кочубеевского тоже не добраться. Местная жительница пожаловалась губернатору Ставрополья Владимиру Владимирову в его телеграм-канале, что не может поехать ни в поликлинику, ни на работу.

«Сколько можно «голосовать» на перекрёстках: «Дядя возьмите, пожалуйста». Ведь пенсий не хватит ездить на такси», - сетует она.

Чиновники из администрации округа ответили, что региональная тарифная комиссия сейчас как раз утверждает тариф для будущего маршрута Степной - Кочубеевское. Заверили, что он должен заработать уже в феврале.

Официальный журналистский запрос от редакции «АиФ-СК» о ситуации с транспортом в Кочубеевском округе администрация оставила без ответа.

Пылятся на стоянках

Аналогичные замечания поступают из Петровского округа. Неравнодушный житель Светлограда поделился, что на конец декабря прошлого года так и не нашли водителей на четыре муниципальных автобуса. А вот частные перевозчики, по его словам, вольничают: могут позволить себе не выйти на рейсы, в сельские поселения не выезжают, а по выходным отдыхают.

Жители столицы округа, мягко говоря, негодуют от такой организации пассажирских перевозок. Ещё в апреле прошлого года они пожаловались губернатору на беспорядок в этой сфере. Владимиров тогда подчеркнул, что проблема связана с отсутствием достойных зарплат у водителей. В результате чего новые автобусы пылятся на стоянках, поскольку ездить на них некому. Глава региона тогда даже просил главу округа Наталью Конкину поднять зарплату шофёру на маршруте №25.

«Маршрут №14 по Светлограду отсутствует с апреля 2021 года. Более шести аукционов - и ничего. Вместе с ним ушел рейс Светлоград-Мартыновка. На обоих маршрутах был один перевозчик, который прекратил свою деятельность, - объясняет горожанин. - Обещали поставить на них муниципальные автобусы. Это те, которые без водителей стоят. Обычные жители страдают, зато таксистам дополнительный заработок. Цены на маршруты, куда не ходят автобусы, специально увеличивают, зная, что у людей нет других вариантов добраться по делам или домой».

В администрации Петровского округа на запрос редакции «АиФ-СК» пообещали ответить позже.

Ушли в минус

Судя по сообщениям ставропольцев из разных уголков края, в регионе зреет кризис общественного транспорта. Десятки людей сетуют на тесные маршрутки, на которых в часы пик не уехать, как ни втягивай живот, на проблемы с межмуниципальными перевозками и прочие неприятности. Тарифы растут как на дрожжах, а качество услуг падает, считают они. Представители миндора региона лишь оправдываются: конкурсы объявляются, перевозчики ищутся, но отчего-то не всегда находятся.

Как объяснил «АиФ-СК» урбанист Андрей Чернецов, дефицит водительских кадров в районах связан с тем, что в сёлах нет такого пассажиропотока, который бы сделал маршруты безубыточным. Потому компенсировать их работу нужно из бюджета, а у муниципалитетов с этим проблемы. Сфера пассажирских перевозок на Ставрополье вообще испытывает многолетнее недофинансирование, полагает он.

Искать перевозчиков непросто. Сложнее всего именно на регулируемые маршруты, поскольку чиновники устанавливают маленькие максимальные цены контракта, например, 100 тыс. рублей. В ходе торгов цены снижаются до отрицательных значений, то есть перевозчик должен платить в бюджет, чтобы с ним заключили контракт.

«В Ставрополе была такая ситуация: цены упали до минус 6,5 млн рублей за контракт, а потом перевозчики поняли, что это слишком много и уклонились от подписания документов», - разъяснил Андрей Чернецов.

Нерегулируемые тарифы тоже непривлекательны, но уже по другим причинам: из-за дублирующих маршрутов, на которых сложно заработать, дефицита кадров и пробок, сковывающих улицы городов.

По мнению собеседника, сложную ситуацию можно исправить, если создать качественный документ транспортного планирования, определяющего грамотную работу всех маршрутов в регионе.

В ожидании перемен, жители региона просят чиновников хотя бы пару раз в неделю пересаживаться на общественный транспорт, чтобы понять простых смертных.

А КАК У СОСЕДЕЙ

В Северной Осетии ситуация с общественным транспортом в 2024 году часто становилась предметом дискуссий. Так, жители недовольны графиками движения маршруток и трамваев, отсутствием валидаторов для оплаты проезда, вместимостью тесных маршруток. Даже глава Совета Федерации Валентина Матвиенко подчеркнула сложившуюся в республике проблему на пленарном заседании осенью 2024 года. Политик призвала ускорить проводимую в Осетии транспортную реформу и «поставить на место частников», владеющих маршрутками и нарушающими графики движения.

По информации республиканского Роспотребнадзора, специалисты ведомства подали в суд на перевозчика маршрута №44 во Владикавказе. Он не соблюдал расписание, нарушая требования транспортного обслуживания.

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах