Примерное время чтения: 6 минут
872

«Школа – не камера хранения». Как найти общий язык с детьми

АиФ-СК №40 30/09/2015

Досье
Елена Ляшова. Родилась в 1974 г. в Черкесске. Окончила местные педучилище и пединститут по специальности «Учитель истории и обществознания». Почётный работник образования РФ, депутат Народного собрания КЧР. Имеет множество наград. Замужем. Два сына.
Но в преддверии Дня учителя хочется говорить не только о проблемах. Ведь хороших примеров хватает. Центр образования №11 в Черкесске прославился своими новациями. Под одной крышей – детский сад, одиннадцатилетка и Свято-Сергиевская гимназия. Руководит им выпускница этой же школы Елена Ляшова.

Где взять кадры?

Елена Панкова. «АиФ-СК»:  Елена Владимировна, сегодня престиж профессии педагога как никогда низок…

Елена Ляшова: Посмотрите, какие фильмы сейчас снимают о школе. Если в кадре учитель, то он, как правило, – недотёпа. В СМИ мало позитивных материалов об образовании. Чтобы поднять престиж профессии, нужно создать этой профессии привлекательный имидж! Так было в советские времена, когда в обществе формировали положительный образ милиционера, врача, учителя.

Хорошего в школах сейчас немало.

 – Но поводов для критики тоже хватает! Учителя жалуются: зарплату снизили. Кстати, именно чехарда с окладами – зачастую причина того, что молодёжь в школе не задерживается. Как у вас с молодыми кадрами?

– Тех, кто в возрасте, куда больше, чем начинающих специалистов. Средний возраст педагога в нашем центре – старше 45 лет. Учитель с опытом получает у нас в среднем 22 тыс. руб. Это неплохо, и опытные учителя не уходят. А вот оклад начинающего педагога – всего чуть больше 11 тыс. руб. Но мы стараемся удерживать молодых специалистов и доплачиваем им к окладу ещё 20%.

– Молодые учителя зачастую уходят и потому, что не справляются с работой…

– Чтобы им было легче, мы сохранили в нашей школе наставничество. В течение трёх лет опытные педагоги опекают молодых. А ещё сами стараемся растить для себя кадры.

– Как?

– По договорённости с городским педучилищем направляем туда на учёбу наших выпускников. И результаты есть. Трое учителей начальной школы и пятеро старшей – наши бывшие ученики.

Сэкономить на директоре

– Детский сад при школе открыли, потому что мест для малышей не хватает? 

– Три года назад благодаря программе модернизации и помощи местных властей нам удалось реконструировать нашу старую школу. Появились дополнительные площади. Открыли детский сад. Он стал первым в микрорайоне.

Теперь мы видим, как развиваются наши дети, начиная с трёх лет, и лучше представляем себе, как готовить их к школе. Те учителя, которые набирают первоклассников, хорошо знают этих ребят, потому что работают с ними весь последний год пребывания малышей в детсаду. Все выпускники нашего садика умеют читать, считать и психологически готовы к школе.

– С мамами и папами есть взаимодействие и взаимопонимание?

– Сейчас новое поколение родителей – те, кто учился в школе в пресловутые 90-е. Их отношение ко многим вещам довольно специфично. Некоторым приходится напоминать, что школа – это не «камера хранения», куда детей можно «сдать» и на долгое время забыть. Воспитывать ребят должны, в первую очередь, мамы и папы. А мы – помогать. Пытаемся донести до них эти очевидные вещи. Открыли школу и для родителей.

– Но у них-то наверняка множество встречных претензий. Во многих школах группы продлённого дня стали платными, учебники зачастую приходится покупать за свой счёт…

– У нас продлёнка осталась бесплатная. Мы даже увеличили число этих групп, ведь школьников с каждым годом всё больше.

С учебниками сложнее. Сейчас, к сожалению, бесплатными пособиями можем обеспечивать только учеников до седьмого класса и детей из малообеспеченных семей. Но это вопрос, скорее, к властям, а не к школе.

С Интернетом – на «ты»

– Ваш центр реализует проект по духовно-нравственному воспитанию. Наверное, это трудно? Современные дети находятся под мощным, нередко негативным влиянием Интернета и телевидения…

– Дети есть дети! Особенности развития у разных поколений одни и те же. Но, конечно, Интернет и гаджеты накладывают свой отпечаток.

Мы стараемся быть современными, говорить на понятном ребятам языке. Все наши преподаватели владеют компьютерными технологиями. Даже те из них, которые учили ещё меня, когда я ходила в эту школу.

Помогают нам священники. Предвижу возражения, поэтому сразу говорю: они участвуют в воспитательном процессе только с согласия родителей. Это люди с педагогическим образованием, которые прекрасно представляют себе, как работать с детьми.

– Сейчас хотят ввести обязательное изучение второго иностранного языка. Будет очередное сокращение уроков русского и математики?

– Пока этот вопрос прорабатывается.

А уже сокращённые часы по русскому языку и математике мы, опять же с согласия родителей, в своей школе компенсировали за счёт некоторых факультативов.

– Дети перегружены. Появилось много дополнительных предметов. А ещё обязательные в последнее время дополнительные занятия: кружки, секции…

– Да, ребята устают. Но, с другой стороны, что плохого в том, что они свободное время проводят не на улице, не заводят дурные знакомства и не сидят в Интернете? Они занимаются увлекательными и полезными делами!

Между прочим, у нас прекрасный кружок шитья! Бесплатный! Наши ученицы обшивают всех своих родных. А родители только говорят нам спасибо за то, что так нагружаем их детей.

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах