Где взять кадры?
Елена Панкова. «АиФ-СК»: Елена Владимировна, сегодня престиж профессии педагога как никогда низок…
Елена Ляшова: Посмотрите, какие фильмы сейчас снимают о школе. Если в кадре учитель, то он, как правило, – недотёпа. В СМИ мало позитивных материалов об образовании. Чтобы поднять престиж профессии, нужно создать этой профессии привлекательный имидж! Так было в советские времена, когда в обществе формировали положительный образ милиционера, врача, учителя.
Хорошего в школах сейчас немало.
– Но поводов для критики тоже хватает! Учителя жалуются: зарплату снизили. Кстати, именно чехарда с окладами – зачастую причина того, что молодёжь в школе не задерживается. Как у вас с молодыми кадрами?
– Тех, кто в возрасте, куда больше, чем начинающих специалистов. Средний возраст педагога в нашем центре – старше 45 лет. Учитель с опытом получает у нас в среднем 22 тыс. руб. Это неплохо, и опытные учителя не уходят. А вот оклад начинающего педагога – всего чуть больше 11 тыс. руб. Но мы стараемся удерживать молодых специалистов и доплачиваем им к окладу ещё 20%.
– Молодые учителя зачастую уходят и потому, что не справляются с работой…
– Чтобы им было легче, мы сохранили в нашей школе наставничество. В течение трёх лет опытные педагоги опекают молодых. А ещё сами стараемся растить для себя кадры.
– Как?
– По договорённости с городским педучилищем направляем туда на учёбу наших выпускников. И результаты есть. Трое учителей начальной школы и пятеро старшей – наши бывшие ученики.
Сэкономить на директоре
– Детский сад при школе открыли, потому что мест для малышей не хватает?
– Три года назад благодаря программе модернизации и помощи местных властей нам удалось реконструировать нашу старую школу. Появились дополнительные площади. Открыли детский сад. Он стал первым в микрорайоне.
Теперь мы видим, как развиваются наши дети, начиная с трёх лет, и лучше представляем себе, как готовить их к школе. Те учителя, которые набирают первоклассников, хорошо знают этих ребят, потому что работают с ними весь последний год пребывания малышей в детсаду. Все выпускники нашего садика умеют читать, считать и психологически готовы к школе.
– С мамами и папами есть взаимодействие и взаимопонимание?
– Сейчас новое поколение родителей – те, кто учился в школе в пресловутые 90-е. Их отношение ко многим вещам довольно специфично. Некоторым приходится напоминать, что школа – это не «камера хранения», куда детей можно «сдать» и на долгое время забыть. Воспитывать ребят должны, в первую очередь, мамы и папы. А мы – помогать. Пытаемся донести до них эти очевидные вещи. Открыли школу и для родителей.
– Но у них-то наверняка множество встречных претензий. Во многих школах группы продлённого дня стали платными, учебники зачастую приходится покупать за свой счёт…
– У нас продлёнка осталась бесплатная. Мы даже увеличили число этих групп, ведь школьников с каждым годом всё больше.
С учебниками сложнее. Сейчас, к сожалению, бесплатными пособиями можем обеспечивать только учеников до седьмого класса и детей из малообеспеченных семей. Но это вопрос, скорее, к властям, а не к школе.
С Интернетом – на «ты»
– Ваш центр реализует проект по духовно-нравственному воспитанию. Наверное, это трудно? Современные дети находятся под мощным, нередко негативным влиянием Интернета и телевидения…
– Дети есть дети! Особенности развития у разных поколений одни и те же. Но, конечно, Интернет и гаджеты накладывают свой отпечаток.
Мы стараемся быть современными, говорить на понятном ребятам языке. Все наши преподаватели владеют компьютерными технологиями. Даже те из них, которые учили ещё меня, когда я ходила в эту школу.
Помогают нам священники. Предвижу возражения, поэтому сразу говорю: они участвуют в воспитательном процессе только с согласия родителей. Это люди с педагогическим образованием, которые прекрасно представляют себе, как работать с детьми.
– Сейчас хотят ввести обязательное изучение второго иностранного языка. Будет очередное сокращение уроков русского и математики?
– Пока этот вопрос прорабатывается.
А уже сокращённые часы по русскому языку и математике мы, опять же с согласия родителей, в своей школе компенсировали за счёт некоторых факультативов.
– Дети перегружены. Появилось много дополнительных предметов. А ещё обязательные в последнее время дополнительные занятия: кружки, секции…
– Да, ребята устают. Но, с другой стороны, что плохого в том, что они свободное время проводят не на улице, не заводят дурные знакомства и не сидят в Интернете? Они занимаются увлекательными и полезными делами!
Между прочим, у нас прекрасный кружок шитья! Бесплатный! Наши ученицы обшивают всех своих родных. А родители только говорят нам спасибо за то, что так нагружаем их детей.