Новый учебный год начался, и учителей продолжают волновать вопросы не только успеваемости учеников, но и профессиональной деятельности. Это условия работы и жизни, зарплаты. Как сделать так, чтобы педагоги не уезжали из сельской местности? Где отдыхать учителям, как справляться с технологическими вызовами?
О проблемах и путях их решения в канун Дня учителя рассказала председатель Ставропольской краевой организации Профессионального союза работников народного образования и науки РФ Лора Манаева.
Знают слово «надо»
Андрей Бусыгин, «АиФ-СК» — Лора Николаевна, первый вопрос об укомплектованности школ педагогами. В апреле 2024 года на Ставрополье учителя работали на 1,8 ставки, в школах было более 205 вакансий. Такое заявление сделал полпред президента в СКФО Юрий Чайка. Что для сокращения нехватки педагогов делает ваша организация?
Лора Манаева: Кадровый дефицит — это проблема не сегодняшнего дня. Он наблюдается не только в образовательной сфере. Что делает наша организация для решения проблемы? Во-первых, это профориентационная работа. В Ставропольском крае создаются психолого-педагогические классы, где детей готовят и мотивируют для работы в школе в будущем. В этом году наша краевая организация пригласила в образовательный центр «Машук» 400 педагогов, которые работают в таких классах. Для них провели обучение. Необходима соответствующая подготовка педагогов, чтобы они могли мотивировать школьников связать свою судьбу со школой.
Во-вторых, естественно, мы считаем, что нужно поддерживать тех педагогов, которые много лет честно, добросовестно трудятся в системе образования. Это старшее поколение. Они выступают наставниками. Мы поддерживаем систему наставничества. Это наша согласованная позиция с министерством образования края. Данная категория педагогов получает доплату за свою работу. При краевой профсоюзной организации уже несколько лет функционирует ассоциация наставников. Совместно с институтом развития мы регулярно проводим обучение как педагогов-наставников, так и молодых педагогов.
— Расскажите об этом подробнее.
— Конечно. Сейчас в школы приходит работать молодёжь, которая воспитывалась в своеобразной нигилистической среде. Для многих главными постулатами в жизни были «я никому ничего не должен» и «живите здесь и сейчас». А старшее поколение знает слова «надо», «должен». Это люди, преданные делу. И именно они должны передавать опыт, знания, а главное — отношение к делу своим молодым коллегам. Для этого и существует институт наставничества. Мы поддерживаем педагогические династии, и у нас в крае их немало. Так, два года тому назад мы собирали династии Северо-Кавказского федерального округа в санатории города Ессентуки. Это была и учёба, и отдых — и от семьи, и от работы. Сама являюсь представительницей педагогической династии в трёх поколениях и считаю нужным шире пропагандировать такие уникальные семьи.

— А молодым педагогам внимание уделяете?
— Им мы уделяем особое внимание. Более 10 лет существует Совет молодых педагогов (СМП) как на краевом уровне, так и в каждом муниципалитете. СМП — это уникальная площадка вхождения в профессию, адаптации к трудовой деятельности, психологической поддержки и просто территория общения людей одного возраста.
Краевая профсоюзная организация много лет проводит Северо-Кавказский окружной форум, который называется «Профперспектива». Это мероприятие для разных категорий педагогических работников. В этом году мы соберём молодых учителей и студентов педвузов и колледжей. Уверена, что это будет не только интересно, но и полезно.
— Однако, согласитесь, одна из важных мотиваций — это зарплата. Как в Ставропольском крае обстоят с этим дела?
— К сожалению, мы не в лидерах по этому показателю в стране. Но мы направляем предложения в органы власти для улучшения ситуации. Нужно отметить, что работа над системой оплаты труда проводится в стране в целом. Надеемся на лучшее.
Нужно, чтобы изменилось село
— Есть ещё одна проблема. Активисты говорят, что часто педагоги, приехавшие работать в село по программе «Земский учитель», не остаются после истечения контракта. Как решить эту проблему?
— Чтобы педагоги оставались в селе, нужно, чтобы изменилось само село. Нужно, чтобы там появлялась инфраструктура не хуже, чем в городе. Нужно, чтобы педагог мог сходить в кино, мог вечером погулять, чтобы были парковые зоны. У нас в регионе есть программа, которая облагораживает сёла. Однако пока мест отдыха и досуга в небольших населённых пунктах всё же немного. Это одна из причин, почему учителя не хотят связывать свою жизнь с сельскими школами.
— Давайте поговорим и о новых вызовах. Например, сейчас Госдума рассматривает законопроект о запрете писать учителям в нерабочее время в мессенджерах...
— Здесь вопрос в первую очередь к родителям, к их культуре общения. Понимаете, многие из них молоды, у них есть дети, но порой сами родители ведут себя, как дети. Им необходимо объяснить, что писать педагогам в шесть утра по пустякам не стоит. В то же время, конечно, учитель должен быть на связи. Бывает, что происходит ЧП и нужна помощь педагога. Конечно, нужны документы, законопроекты, регламентирующие режим труда и отдыха, но, на мой взгляд, не менее важно формирование культуры поведения не только между учителями, родителями и учениками, но и в семье, обществе. Сегодняшний мир нелинейный, поэтому воспитанием должны заниматься все: власть, СМИ, гражданские институты и, конечно, профсоюзы. Мы, кроме защиты, методической поддержки и сопровождения, свою задачу видим в сохранении традиционных ценностей России.
«Культура здоровья»
— Поговорили мы о работе, давайте теперь поговорим об отдыхе. Как профсоюз помогает отдыхать педагогам? Есть ли, например, профсоюзные путёвки? Организуются ли другие виды отдыха и досуга для учителей?
— Профсоюз в работе опирается на фундаментальные принципы — сохранение здоровья работников и улучшение условий их труда. При краевой организации профсоюза работников образования функционирует программа «Культура здоровья», в соответствии с которой члены профсоюзов получают скидки на санаторно-курортное лечение. Также популярны туры выходного дня на Кавказские Минеральные Воды. Есть профсоюзная собственность в городах-курортах. Профессия педагога — это очень энергозатратная деятельность, и чтобы отодвинуть и минимизировать процесс выгорания, необходимо сохранить физическое, психологическое и психическое здоровье. Хотелось бы увидеть рядом с нами бизнес, власть, ведь и их детей воспитывают и обучают наши учителя.
И в завершение. 2025 год — это 120-летний юбилей профсоюзного движения. В 14e канун Дня учителя хочу пожелать всем сил на благие дела, счастья в семье. А профсоюз всегда с вами и для вас.
В школе Нарткалы обрушился потолок в классе прямо во время занятий
Новый поток образовательного проекта «Школа фермера» стартовал в Ставрополе
Ставропольский вуз познакомит студентов с культурой народов Кавказа
Меняйло назвал ложным сообщение о минировании школ в Северной Осетии