aif.ru counter
391

Дядю Степу заменить некем. Что мешает сегодня детям полюбить книжки

Статья из газеты: АиФ-СК №10 04/03/2015

Корреспондент «АиФ-СК» выяснил, почему дети не понимают русской классики, не имеют навыков осмысленного чтения и правда ли, что их интерес к книгам теряется из-за интернета.

4 марта на Ставрополье стартует Год детской литературы. Что читают сегодня дети? Как попытки власти привлечь внимание к литературе согласуются с оптимизацией учреждений культуры? Об этом мы беседуем с Ларисой Какабадзе, заместителем директора краевой детской библиотеки им. А.Е. Екимцева. Более 30 лет она изучает вопросы детского чтения.

Авторы, ау…

Марина Тимченко, «АиФ-СК»: Лариса Борисовна, почему дети не читают?

Лариса Какабадце: Я бы так не сказала. Читают, но трансформировалась мотивация. Меньше – для души, больше – для личностного роста и развития. Дети сегодня гораздо прагматичнее. Школьная нагрузка растёт. На художественную литературу элементарно не остаётся времени.

Досье
Лариса Какабадзе.

Родилась в Ставрополе. Окончила Ставропольский педагогический институт. С 1981 года работает в краевой детской библиотеке им. А.Е. Екимцева. Награждена медалью Ставропольского края «За доблестный труд» III степени.

Даже произведения, предусмотренные школьной программой, стремятся читать в сокращённом виде. И хорошо, если авторский текст хоть в каком-то объёме присутствует. Но чаще всего – вольный пересказ. Отсюда полное незнание и непонимание русской классики.

Но винить только детей не совсем правильно. Со времён Чуковского и Маршака не появилось авторов равнозначных. Есть хорошие, интересные поэты и писатели, но широкой публике они, как правило, не известны. Их почти не издают. Доверие родителей к новым авторам было сильно подорвано в 90-е. После долгого дефицита, когда домашняя библиотека в квартире была такой же роскошью, как машина в гараже, на прилавки хлынули потоки книг, написанных неизвестными и зачастую некомпетентными авторами, убого иллюстрированные, содержащие фактические ошибки.

Сейчас издатели поменяли отношение к делу. Больше внимания уделяют и содержанию, и полиграфии. Детские книжки сегодня по качеству оформления – произведения искусства, их в руки брать приятно. Но издавать стараются всем известных авторов.

С местными писателями и поэтами та же ситуация. Не издают. Взять, к примеру, Александра Ефимовича Екимцева, имя которого носит наша библиотека. Замечательный, очень востребованный детский поэт, признанный Маршаком, Барто. Последнее издание – 1999 год. За это время выросло целое поколение читателей-детей. А новых имён  такого уровня в детской литературе – ни одного.

Вырастить любознайку

– Многие считают, что интерес к чтению дети теряют из-за интернета…

– Со всей ответственностью могу заявить: одно другому не мешает. Самые активные пользователи сети - это как раз читающие дети. Они лучше ориентируются, умеют работать с информацией. Они – в постоянном развитии, всё время узнают что-то новое. Я их называю любознайками. Интернет для них - дополнительный источник знаний.

Если же, конечно, ребёнка интересуют только стрелялки, то и интернет для них как среда, где можно развиваться и получать новую информацию, не существует. Такие дети приходят в библиотеку и не могут даже сформулировать,  что им нужно, впадают в ступор, когда им в читальном зале, к примеру, предлагают несколько источников.

Выросло уже целое поколение людей, не имеющих навыков осмысленного чтения, страдающих функциональной неграмотностью. Сейчас они вышли на рынок труда, и, глядя на результаты их работы, представители власть предержащие начинают осознавать масштаб бедствия. Думаю, что в какой-то степени Год литературы – это следствие определённой обеспокоенности.

– Но что же делать? Родители жалуются, что не могут заставить своё чадо засесть за книжку…

– Заставлять нельзя ни в коем случае! Конечно, когда ребёнок маленький, вы можете его «поломать». Но как только он прочтёт первую книгу без желания, по принуждению, можете считать, что читателя вы потеряли. Первое, негативное впечатление он сохранит навсегда, на подкорке.

Для маленького ребенка чтение – вообще непростая задача. Ему сложно долго концентрироваться на чём-то одном. Поэтому первые шаги в мире литературы он должен делать вместе с мамой и папой. Читайте вслух, читайте по ролям, обсуждайте. Сказки, весёлые рассказы, стихи, скороговорки – для каждого возраста свой жанр, свой писатель.

Фото: www.russianlook.com

– И когда лучше всего приучать к чтению?

– Начинать можно ещё до рождения! Учёные установили, что когда будущая мамочка читает вслух, это так же положительно влияет на развитие малыша, как и классическая музыка. Читайте  ваши любимые стихи, детские сказки, потешки, получайте удовольствие сами и дарите радость общения своему ребёнку. И  тогда малыш придёт в этот мир желанным, любимым и… начитанным.

И не надо, пытаясь привить любовь к чтению, слепо следовать инструкциям в каких-нибудь методических руководствах. Это убивает родительскую интуицию, живое восприятие. Дети очень разные. И вы знаете своего ребёнка лучше всех.

Зачем лукавить?

– Работа у современных родителей отнимает всё больше времени и сил. На семью, детей ни того, ни другого почти не остаётся…

– Тем не менее человека, в первую очередь, воспитывает семья. Потом на определённом этапе подключается школа. Сейчас, кстати, с введением новых образовательных стандартов в начальную школу возвращается воспитание чтением. Снова делают акцент на нравственной составляющей литературы.

– Работа библиотек сегодня осложнилась требованиями законодательства, направленными на информационную защищённость детей…

– Обязательно просматриваем списки экстремистской литературы при комплектовании фонда. Убираем из открытого доступа книги, которые, по чьим-то оценкам, могут негативно повлиять на ребёнка.

Честно сказать, раньше как-то в голову даже не приходило, что в книжках, которые стоят у нас на стеллажах, может быть что-то, что навредит ребёнку. Теперь постоянно задумываешься. Вот у Тургенева Герасим топит Муму – жестокость, насилие? Нельзя читать?.. Или Анна Каренина у Толстого бросается под поезд – призыв к суициду в безвыходной ситуации?..

Год культуры... Год литературы… С одной стороны – внимание, а с другой… Зачем лукавить? Оптимизационная поступь слышна в регионах. Очень надеемся, что она не затронет сеть детских библиотек. 

На заметку

Чем порадуют детские библиотеки края в Год литературы?

  • 4 марта. Всемирный день чтения вслух, единый день детского чтения на Ставрополье «Читаю я и весь край!». В детских библиотеках региона  будут читать поэму «Василий Теркин» Александра Твардовского.
  • 23­-29 марта. Неделя детско­-юношеской книги «О классике снова замолвим мы слово». Детям покажут, что в детской литературе тоже есть свои классики – Драгунский, Галявкин и др.
  • 6­-16 апреля. Декада военной книги «Забвению не подлежит: читаю, значит ­ помню…» к 70-­летию Победы.  На сайте краевой детской библиотеки запустили проект «Живы навсегда». Любой ставрополец может увековечить память о близких, которые воевали на фронте или трудились в тылу, прислав фото.
  • 24 апреля. «Библионочь – время детское». Вечером читателям библиотек предложат конкурсы, викторины, выставки и т.д.
  • 27 мая. Промо­акция «Библиотека – это здорово». В день открытых дверей дети смогут побывать в роли библиотекарей.
  • 12-­18 октября. Неделя семейного чтения «Объединённые книгой».

Смотрите также:




Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Оставить свой комментарий
Самое интересное в регионах
Роскачество

Актуальные вопросы

  1. В Ставрополе подорожал проезд?
  2. Сколько платят в РСО участникам программы по переселению соотечественников?
  3. Навещали ли родители избитую девочку из Ингушетии?
Как вы боретесь с нарушителями ночной тишины?