10 лет в Ставрополе «предпринимательница» безнаказанно орудовала на рынке недвижимости. Выкачаны десятки миллионов рублей, разрушены сотни судеб. Все эти годы власть делала вид, что ничего не происходит. Спохватились на днях после шумихи в СМИ и под угрозой голодовки пострадавших.
«Чудесный» вариант
Жить в тесноте семья Калиниченко привыкла давно. Много лет они впятером сосуществовали в двух комнатах в коммунальной квартире с общей кухонькой. А летом прошлого года замаячила надежда на отдельное жилье. Продав свою часть коммуналки, Калиниченко на радостях стали подыскивать квартиру. Дело непростое, учитывая ограниченность в средствах и во времени: денег хватало разве что на «однушку», а прежнее жильё пора было освобождать.
Однако вера нашего народа в чудеса неистребима. В агентстве недвижимости подыскали замечательный, казалось, вариант: двухкомнатную квартиру в 50 «квадратов» в коттедже на Чапаевке, в пер. Ртищенский. Цена – 1,1 млн рублей. Правда, сразу после этого риэлторы самоустранились от дальнейшего участия в этой истории.
– Квартиру показывала уже Ирина Задорожная, – говорит Надежда Калиниченко. – Она представилась руководителем ЖСК «СтройКом-СК». С ней велись все переговоры. Она сказала, что в ноябре дом будет сдан в эксплуатацию, а к марту мы получим «розовое» свидетельство.
От щедрот душевных Ирина Викторовна даже скостила покупателям 100 тысяч рублей и разрешила вселиться до ноября. Забыв, правда, упомянуть, что дом ей не принадлежит. Таким образом «предпринимательница» продала шесть квартир в злополучном коттедже.
Настоящий собственник – Виктор Янин – объявился почти через год. Оказалось, что Задорожная должна была рассчитаться с ним за дом еще в сентябре 2012-го. Однако до сих пор не сделала этого. Долг превышает 4 млн рублей. Разбираться в хитросплетениях истории Янин не стал и приказал людям съезжать. В подтверждение серьезности своих намерений он прислал рабочих, которые начали ломать межквартирные перегородки.
Обитатели дома «с чудесами» кинулись в полицию, прокуратуру, горадминистрацию, СМИ. Они требовали от правоохранителей и городских властей разобраться в ситуации, пригрозив объявить голодовку.
Юбилей безответственности
Ирина Задорожная в сфере недвижимости в Ставрополе – фигура известная. Печально известная. Первым громким объектом в её послужном списке значится разорившийся жилищный кооператив «Аврора». На этом проекте Ирины Задорожной (тогда она носила фамилию Рагулина) погорели полторы сотни семей.
В начале «нулевых» она организовала в Ставрополе потребительский жилищный кооператив «Аврора». Массированная реклама с обещаниями жилья в собственность всего за три-четыре месяца с рассрочкой платежа до 10 лет сделала свое дело. Народ понёс деньги. Использовалась классическая «пирамидальная» схема: следующий платит за предыдущего. Поэтому самые первые даже успели получить заветные квартиры. А потом контора накрылась. В 2004-м на Задорожную завели уголовное дело по ч.3 ст.159 УК РФ («мошенничество в особо крупном размере»). По оценке экспертов, речь идет о 13 млн рублей, высосанных Задорожной из тех, кто ей поверил.
Татьяна Пчелинцева значилась в списке на получение жилья седьмой. Однако стать счастливой обладательницей собственного дома так и не успела. Не имеет она его по сию пору, скитаясь с дочкой и парализованной матерью на руках по съемным квартирам. 10 лет она пытается добиться правды в полиции, прокуратуре, судах… Однако дело вращается по замкнутому кругу. Сменилось полтора десятка следователей. Несколько раз дело пытались закрыть, но возобновляли. Дольщиков из разряда потерпевших переводили в свидетели… За 10 лет официального обвинения основательнице «Авроры» так и не было предъявлено. Почему?
– Мы, те, кто пострадал от действий Задорожной, уверены, что у нее есть «крыша» в правоохранительных органах, – говорит Пчелинцева. – Она и сама никогда не скрывала, что ее не посадят. Сейчас дело находится в Ленинской прокуратуре. Решают, подписывать обвинительное заключение или нет. Мы переживаем, потому что скоро истекает срок исковой давности по 159-й… Сейчас дотянут, и всё. Как говорится, на свободу с чистой совестью.
Многоквартирные бомбы
Другой проект Задорожной – дом по ул. Герцена, 104В, прогорел в буквальном смысле. Неразбериха с правами на квартиры в нём закончилась -
в мае 2012 года пожаром. 28 семей остались на улице. Случайность? Вряд ли, считает Людмила Старченко, одна из тех, кто купил здесь квартиру в расчете на тихую старость «с видом на лес». История здесь ещё более запутанная, чем с «Авророй». С двойными продажами, бандитами, угрозами… Задорожная поначалу выступала в роли народной защитницы.
– У нее дар втираться в доверие к людям, – считает Старченко. – Ирина говорила, что ее прадед был цыганским бароном, проводила какие-то магические обряды, занималась НЛП… Это дар, понимаете? Кому-то дано петь. Ей дано убеждать.
Погорельцы с Герцена также пока безуспешно пытаются добиться справедливости.
Говорят, Задорожная, используя фирменную схему, заложила в городе ещё несколько многоквартирных «бомб» замедленного действия: на Каштановой, на Шукшина, на ул. Кольцо Багрянцевое…
Арест в обмен на голодовку
Нам удалось дозвониться самой Ирине Задорожной и спросить у неё, как она видит всю эту ситуацию. Ангел во плоти, Ирина Викторовна просила не торопиться с публикацией, потому что она якобы намерена на днях рассчитаться с хозяином дома в пер. Ртищенском Яниным.
– Мы задержали оплату с его ведома. Каждый месяц платили по 80 тысяч рублей в качестве процентов. Было совещание в администрации города. Мы договорились рассчитаться. Конечно, людей никто не выгонит, – пела она.
Однако расчет, как и следовало ожидать, не состоялся. А на следующий день Ирину Задорожную задержали. Ближайшие два месяца, согласно решению суда, она проведет в СИЗО.
К делу подключилась и администрация города. Пострадавших заверили, что готовы оказать помощь, в том числе юридическую, при подготовке документов для представления их интересов в суде. Правда, в обмен на обещание, что заявленной голодовки не будет. В последнее время Ставрополье и без того богато на скандалы…
Как не попасться на уловку мошенников
- Проверяйте наличие у застройщика зарегистрированных прав на земельный участок (аренда или собственность), проектной декларации и разрешения именно на строительство многоквартирного дома.
- Лучшая оценка надёжности застройщика – сданные им объекты.
- Договор считается заключённым с момента регистрации в Управлении Росреестра по Ставропольскому краю (в народе – «регпалата»).
- Обратите внимание на название договора. Только договор участия в долевом строительстве подпадает под действие законов «О долевом строительстве» и «О защите прав потребителей». Они защищают права дольщика. Вам предлагают заключить «Договор инвестирования» или «Инвестиционный договор на строительство жилого дома»? Скорее всего, застройщик пытается снять с себя ответственность «в случае чего».
- В договоре должны быть четко прописаны четыре условия: определение (описание) подлежащего передаче объекта долевого строительства, срок передачи застройщиком объекта долевого строительства, цену договора, сроки и порядок её уплаты, гарантийный срок на объект долевого строительства. При отсутствии хотя бы одного из них договор будет считаться незаключенным.
За консультацией можно обратиться в министерство строительства и архитектуры Ставропольского края по тел.: (8652) 26-68-89, 27-10-91 (отдел по контролю и надзору за долевым строительством).