Жители Ставрополья серьезно обеспокоены будущим известного на всю Россию курорта. Кавказские Минеральные Воды могут лишиться статуса особо охраняемой территории. А это, по мнению экспертов, приведет к потере целого комплекса месторождений лечебных вод. Кавминводы рискуют превратиться в жилую зону, застроенную элитными домами. Представители общественных организаций, специалисты курортного дела и экологи объединились, чтобы предотвратить эту угрозу и спасти здравницу.
Рвут на части
С каждым днем все больше участков, находящихся на курортной территории КМВ, отдаются под частную застройку. Который год местные власти обещают воплотить в жизнь амбициозный туристический проект – Гранд СПА Юца, великолепный многослойный комплекс с широким набором услуг для людей самого разного достатка с миллиардной прибылью и сотней рабочих мест. Вместе с тем мечты и ожидания остаются в прошлом. Местные власти настойчиво и последовательно громят природные территории, выдавая разрешения на строительство прямо на действующих скважинах, как, например, в Пятигорске или в Кисловодске. Объясняют это тем, что курортный парк нужно передать из государственной собственности в собственность края.
Правительство и Госдума РФ предложили разом снять все вопросы по особым территориям.
Экологи и экономисты бьют тревогу. Они категорически не согласны с предложением депутатов. Многие из них уверены, что с принятием инициативы, КМВ перестанет быть курортом и превратится в обычный российский город с депрессивными экономическими показателями.
«Исключение лечебно-оздоровительных местностей и курортов из категории земель охраняемых природных территорий приведёт к необратимой деградации и потере целого комплекса известных в мире месторождений лечебных минеральных вод, – подчёркивает председатель Регионального общественного объединения «Защита курортов Кавминвод» Иван Стоянов. – Объяснить «нелепости» законопроекта можно только желанием уничтожить в России природные лечебные ресурсы, захватить земли курортов для личных целей или умножить уже имеющиеся нарушения. Федеральные власти уже не первый раз вносят в действующее законодательство поправки, направленные на исключение из перечня особо охраняемых лечебно-оздоровительных территорий и курортов».
Реальная угроза
«У меня складывается устойчивое мнение, что главный враг нашего государства находится не за рубежом, а внутри,– делится Евгений Лазаренко из общественного движения «Солнечный патруль». – Такой закон могут лоббировать только вредители. Если его примут, то сильно упростят задачу, к примеру, пятигорской администрации в её многолетней борьбе за ослабление или полную отмену всех природоохранных ограничений, действующих на территории города: зон санитарной охраны, городских лесов (в 2011 году администрация никак не хотела брать их на государственный кадастровый учёт), Бештаугорского заказника… Кстати, 7 ноября краевой суд вслед за городским отказал пятигорской администрации в его отмене».
Лазаренко подчёркивает, что законом все особо охраняемые природные территории (в том числе и вышеназванные) признаны национальным достоянием. То есть администрация Пятигорска открыто покушается на права граждан и государственные интересы. При том что первые лица страны постоянно твердят и призывают местные власти не нарушать законы и прислушиваться к мнению жителей. Того же требуют Конституция РФ и федеральные законы. Местные же чинуши с молчаливого согласия депутатов и при поддержке сенаторов ежедневно вытирают ноги о своих жителей. «Яркий пример тому – публичные слушания об экологии и землепользовании, которые уже традиционно превращаются в скандал, очковтирательство и демонстрируют наплевательское отношение к тем, кто пытается отстаивать своё мнение. Прокуратура робко, но занимает сторону общественности. Но надзорников не слушают».
Эксперты констатируют: законопроект, который сейчас рассматривает Госдума, – антигосударственный. Принятие подобных законов существенно упрощает коррупционные схемы на месте. Тем не менее, просто взять и отменить российские курорты не получится.
Давление растёт
Законом планируется закрепить отказ от особых территорий. Государство намерено отказаться от поддержки развития инфраструктуры курортов федерального значения из федерального же бюджета, даже не выполнив взятых ранее обязательств. Отменить само понятие федерального курорта, лишить статуса, дававшего какую-никакую защиту и гарантию сохранения. «Из закона вычеркивается статья о запрете перепрофилирования санаторно-курортных учреждений, степень защиты курорта снижается, а прессинг на курортную территорию растёт», – говорит Иван Стоянов.Он убеждён, что внесение изменений в законопроект погубит Кавминводы, уникальный регион через 5-6 лет прекратит своё существование.
Вариантов два – принять закон и смириться с потерей Кавминвод, либо отозвать законопроект и спасти курорты. Участники встречи в Ессентуках настаивают именно на отзыве, соответствующие письма направлены президенту страны Путину и главе правительства Медведеву, в Госдуму и Совет Федерации.
Комментарий
И.о. руководителя администрации Кавказских Минеральных Вод Михаил Бондаренко:
«В конце сентября законопроект № 5556586 приняли в первом чтении. И если он вступит в силу в предлагаемой редакции, курорты перестанут существовать.
Отныне не будет деления курортов на федеральные, региональные и местные, следовательно, никто ни за что не отвечает. Что вырастет на этом поле, какой размах получат аппетиты застройщиков – никакого секрета нет.
Вычеркивается статья о том, что поддержка развития инфраструктуры федеральных курортов это обязательство федерального бюджета, а развивать инфраструктуру курорта будет просто не на что.
Санатории из «лечебнопрофилактических организаций» превращаются в «медицинские организации», здравницы можно будет перепрофилировать. Как и зачем?
Санитарные зоны устанавливаются не для курортов, а для «природных лечебных ресурсов». По старому же закону к природным лечебным ресурсам относится минеральная вода, лечебная грязь, рапа, благоприятный климат и так далее. В случае, если природный ресурс истощается или загрязняется, согласно новому законопроекту его просто вычеркивают из реестра, а территория перестает быть особо охраняемой.
В первой зоне охраны природных лечебных ресурсов можно строить любой объект – санаторий, питьевую галерею, турбазу, гостиницу, спортивный комплекс и так далее. Стоит ли объяснять, чем это чревато?
В полную силу закон должен заработать с 1 января 2018 года. Это будет точка обратного отсчёта для Кавминвод».
Точка зрения
Председатель правления автономной некоммерческой организации «Содружество санаторнокурортных учреждений Кавминвод» Евгений Никитин:
«Проблема гораздо шире озвученной – это отсутствие внятной госполитики в развитии курортов Кавминвод.
Использование природных лечебных факторов даёт колоссальный эффект в плане сохранения здоровья нации. И это доказано научно – в 1920х в регионе создали уникальный НИИ курортологии, Кавминводы – колыбель этой науки. Санаторнокурортное лечение всегда было важной составляющей медицинского обеспечения наших граждан. Оно решает вопросы профилактики, помогает формировать здоровый образ жизни. Только в нашей стране существует комплексный подход к лечению и оздоровлению – медицина, климат, диета, бальнеология. Система эта складывалась десятилетиями, теперь же её целенаправленно разрушают. С 1990х курортная отрасль испытывает огромные трудности во всех сферах. Регион, не имеющих аналогов в мире, подвергается огромному разрушительному давлению. Идёт наступление на гидроминеральную базу, попытки приватизировать госпакет «Кавминкурортресурсов» не прекращаются. Окажись он в частных руках, будет не развиваться, напротив – уничтожаться. Будет ли доступна целебная минеральная вода тем, кто приезжает за ней на Кавминводы? Уже сегодня растёт стоимость кубометра, отпускаемого санаториям.
Санатории не относятся к медучреждениям и платят максимальную ставку земельного налога и налога на прибыль. И это вместо того, чтобы направлять средства на развитие. Всё это сказывается на стоимости путёвок, лишает многих россиян возможности поправить здоровье.
Постепенно сокращаются социальные программы, корпоративные программы по оздоровлению. И это на фоне общей тенденции в здравоохранении к сокращению многопрофильных медучреждений, когда у людей всё меньше шансов попасть к узким специалистам по месту жительства. Мы поначалу не могли понять, почему возрастает спрос на консультации неврологов, кардиологов, эндокринологов, окулистов, гинекологов, гастроэнтерологов, на ультразвуковые исследования в санаториях. То есть курорты взяли на себя и эту функцию, оказывая медпомощь в ещё более широком формате».