Однокашник нобелевского лауреата
– Мурат Хазреталиевич, на Ставрополье краевая Общественная палата – номинальный орган, никак пока себя не проявивший. А у вас?

– У нас это более или менее влиятельная организация. Приведу один пример. Несколько лет назад в Нальчике местные городские власти раздавали некоторым бизнесменам под застройку детские площадки. Мы не могли смириться с таким ущемлением прав горожан и организовали масштабную общественную дискуссию. После изматывающих судебных процессов (а каждый шёл по два-три года) всё-таки удалось добиться возвращения участков жильцам. Дело здесь не просто в судебных решениях, а в том, что даже одно адекватное судебное решение получает широкий общественный резонанс и заставляет сотни чиновников внимательно относиться к своим решениям, а тысячи граждан приобретают доверие к власти.
– А что сейчас беспокоит вас больше всего?
– Плачевно низкий уровень знаний выпускников наших школ. Будучи доктором физико-математических наук и преподавателем КБГУ, я очень расстроился, увидев результаты ЕГЭ. 800 «двоек» по физике! Поскольку в этом году у выпускников почти не было возможности списать или получить подсказку по мобильному телефону, этот показатель объективен. Я – за такие вот жёсткие меры контроля на ЕГЭ. Зная о том, что списать не получится, школьники, несомненно, будут лучше учить предмет. И это всё при том, что, как оглашалось кандидатами в новый состав республиканского парламента, наша республика занимает 11-е место в стране по результатам ЕГЭ, что довольно не плохой результат.
Не меньше удручает и то, что в республике уничтожили прекрасную образовательную базу. Когда-то в республике была прекрасно организована работа с одарёнными детьми, в частности по естественно-научным дисциплинам. Эта работа перестала поддерживаться местными властями в 1998-м. В те годы даже было так, что министром образования республики назначили человека не имеющего никакого отношения к образованию.
Впрочем, и в обычных школах во времена моего детства математику и физику преподавали на очень высоком уровне. Сам за себя говорит тот факт, что лауреат Нобелевской премии по физике Андрей Гейм учился вместе со мной в одном классе в нальчикской школе №3. А ведь это учебное заведение с углубленным изучением английского, но не математики и физики!
– Гейм эмигрировал в США. Вы тоже немало поработали в вузах других стран. Почему вернулись?
– Я просто хочу жить в своём родном городе, в своей стране и работать на благо нашей науки. Но только одними исследованиями заниматься, к сожалению, не получается.
– Почему?
– Я – член комиссии по образованию Общественной палаты республики. Пытаюсь, пользуясь этой общественной должностью сделать что-то полезное. Общественная палата имеет право выносить рекомендации исполнительным органам власти и направлять запросы, на которые те должны давать ответы. В частности, в данный момент необходимо на федеральном уровне решить вот какую проблему. С 2011-го года магистры, окончившие вузы России непедагогического профиля, потеряли право на преподавательскую деятельность. Если раньше выпускник университета вместе с базовым курсом по своей специальности имел возможность на бюджетной основе получить в своём вузе 700 часов по психолого-педагогическим дисциплинам, что, одновременно, давало возможность получить ему по окончании вуза и право работать преподавателем в школах, колледжах, техникумах и т.д., то сегодня такой возможности у выпускников классических университетов и непедагогических вузов страны нет. Парадоксальная и возмутительная ситуация: магистры, 6 лет обучавшиеся по своей специальности, не будут допущены в школы и другие учебные заведения, где они могли бы принести реальную пользу! Такого в истории страны не было ни в царские времена, ни в СССР, ни в России до 2011 года! И ведь, когда вводили новшество, будущих выпускников об этом не предупредили! В итоге школы остались без потенциальных наиболее квалифицированных учителей, а молодые специалисты с большими ограничениями в возможном выборе места работы. Если, к примеру, выпускник-филолог или химик не может работать учителем, то это резко снижает сферу его профессиональной деятельности, к которой он в принципе готов. Такая проблема стоит по все стране и она пока не нашла своего решения.
– Общественная палата республики пытается изменить ситуацию?
– Конечно. Мы попытались достучаться до Общественной палаты России. Но для того, чтобы обратить внимание этого органа на какую-то проблему, нужно для начала провести «круглый стол». Ещё в 2012-м мы организовали его в Пятигорске, причём с участием проректоров, деканов, преподавателей и общественности всего Юга России. Но в «главной» палате заниматься этим вопросом пока не захотели.
И ещё. Мне не нравится то, что 15 лет назад некоторые колледжи и Институт повышения квалификации учителей школ республики стали подразделениями нашего университета без права юридического лица по доверенности. Это, на мой взгляд, снизило общий уровень вуза и лишило эти колледжи инициативы. К сожалению, это уже общая тенденция – объединять средние учебные заведения под эгидой вузов. Ни к чему хорошему это не приведёт, если сковывается инициатива. Трудность положения в том, что обратный процесс уже крайне затруднителен, но проблему решать надо, например, дав большую самостоятельность колледжам и их руководителям, а университет будет оказывать квалифицированную методическую помощь и служить материально- технической и лабораторной базой для них.
– Какие проблемы вашей малой родины, на ваш взгляд, в первую очередь, должны быть приоритетными у нового главы республики?
– Разумеется, первостепенной важности вопрос – земельный. Увы, у нас при большой плотности населения очень мало пахотных земель и реальных собственников земли. Много земель сосредоточена в руках «земельных олигархов», которые сдают её в аренду рядовым труженикам села. Если удастся наделить участками наших крестьян, сколько вопросов сразу снимется! Безработица, например, может сократиться в разы. А у нас большинство безработных – как раз селяне.
– Вы активно ратуете за возвращение прямых выборов…
– Да, прямые выборы – это важнейший фактор гражданского общества и современных общественных отношений! Причём имею в виду не только выборы главы региона. И предыдущий руководитель, и нынешний врио, претендующий на этот пост, – достаточно популярные у нас фигуры, по крайней мере, на начальном этапе своей работы. Думаю, в обоих случаях победа на свободных всеобщих выборах была бы в обоих случаях гарантирована. Когда руководителя выбирает народ, а не кучка депутатов, это, на мой взгляд, придаёт ему дополнительную силу и уверенность в себе, что улучшает степень управляемости в республике.
– В вашей республике неожиданно для многих в парламент избрали «зелёных»…
– Ничего неожиданного в этом не вижу: у нас так много экологических проблем! Взять хотя бы гидрометаллургический завод, который, построили в Нальчике ещё в советские времена. Сырьё для него везут издалека, поскольку наш Тырныаузский вольфрамово-молибденовый комбинат уже много лет не функционирует. Гидрометзавод при существующих там несовершенных в смысле экологии технологиях наносит реальный вред окружающей среде и гражданам, но власти, к сожалению, пока проявляют пассивность в этом вопросе.
Или взять возможное строительство химического комбината в Майском районе. На Ставрополье от этого проекта, как очень вредного, отказались. У нас же пока не определились, строить или нет. Поскольку туризм является важной составляющей частью экономики Кабардино-Балкарии, то экологическое состояние высокогорной зоны тоже следует улучшать. Так что представители экологических партий нам нужны.
«Больше не пиши». Нужны ли власти общественные помощники
Как сокращают вузы на Северном Кавказе
Ставропольская учительница поразила Россию уроком по пьесе «Гроза»
Абитуриент-2009: на кого учиться?