С середины декабря начинается рост жалоб потребителей на недоброкачественную продукцию, приобретённую в магазинах. Покупатели не слишком внимательны в предновогодней суете, и продавцы этим пользуются. Впрочем, в некоторых супермаркетах стремлением выдать некачественный товар за хороший грешат круглый год. «АиФ-СК» выяснил, как не стать жертвой обмана.
С пола на полку?
Анастасия не понаслышке знает о том, как используют просроченные продукты.
«Продукты с истёкшим сроком годности мы убирали с полок. Но не выбрасывали. Отправляли в холодный цех, где их использовали для приготовления салатов», - рассказывает бывшая сотрудница супермаркета.
Однажды в магазине, где работала Анастасия, у покупательницы салат вывалился из упаковки на пол. Девушке велели очистить товар от мусора и выставить на витрину.
«Я выкинула салат, недостачу повесили на сотрудников - удержали по 50 рублей с зарплаты», - вспоминает девушка.
Кот в мешке
С приближением Нового года желающих погреть руки на покупателях становится больше.
«К предстоящим праздникам готовятся не только покупатели, но и недобросовестные предприниматели. Не секрет, что перед Новым годом они часто выставляют на полки те товары, которые не смогли продать в течение года, и товары плохого качества», - предостерегает руководитель Ставропольской краевой общественной организации защиты прав потребителей Лейла Сароян.
Количество жалоб на некачественные товары возрастает к середине декабря. Пик обращений приходится на период с 20 декабря по 5 января.
Особенно внимательно в это время стоит выбирать зелёный горошек, сыры, конфеты, печенье и другие сладости. На упаковках некоторых товаров можно заметить перебитые сроки годности.
«Сейчас родители покупают готовые подарки для детей к Новому году, обычно в красивой, но непрозрачной упаковке. И неизвестно, какого качества продукция внутри. Получается своеобразный кот в мешке. Покупатели вправе открыть и проверить», - говорит Лейла Сароян.
Если покупатель заметил, что товар просрочен, уже дома, то он может вернуть его в магазин и получить деньги обратно, даже если упаковка вскрыта, а часть товара съедена.
Скандалов избегают
С жалобой на некачественный товар нужно обратиться вначале к продавцу. При отказе вернуть деньги - в Роспотребнадзор.
«Подавляющая часть обращений рассматривается на месте, а руководство магазинов предпочитает исполнить требования покупателя сразу же. Никому не хочется платить потом штраф за просроченный или некачественный товар», - говорит пресс-секретарь управления Роспотребнадзора по Карачаево-Черкесии Елена Покровская.
По сравнению с прошлым годом в республике возросло количество жалоб на качество продуктов питания, в письменном виде поступило 33 (в 2018-м - 23). По 18 жалобам обратившиеся получили разъяснения, а по 15-ти специалисты провели расследования. 10 из них подтвердились: информация на упаковке не соответствовала содержимому, нарушались условия хранения, товары продавались после истечения срока годности.
При этом штрафы за нарушение смешные: за 10 месяцев недобросовестных продавцов наказали всего на 21 тыс. рублей.