Пенсионеры копят деньги, несмотря на маленькие доходы, отказывая себе даже в маленьких в удовольствиях. Но преступники не знают жалости и отбирают последнее. Какими схемами они пользуются, разбираем в проекте минфина Ставрополья «Знания для жизни».
На широкую ногу за ваш счёт
По данным полиции, чаще всего жители Ставрополья попадаются на уловки лжеброкеров и мнимых сотрудников банков. Жертвой таких «ролевиков» стал и 63-летний житель Георгиевска. Ему позвонил мужчина якобы из службы безопасности банка, сказал, что на его имя кто-то пытается оформить кредит. Чтобы спасти деньги, ему предложили сходить в банк, взять сразу два кредита и положить на указанный счёт. Пенсионер строго следовал инструкциям. Занял у банка 300 тысяч рублей и перевёл их, куда сказали. Когда понял, что его обвели вокруг пальца, кинулся в полицию. Возбуждено уголовное дело о мошенничестве. Но даже если преступников найдут, не факт, что средства удастся вернуть.
«Мошенники обычно не копят деньги, понимая, что их век короток, - говорит замначальника отдела по борьбе с «телекоммуникационными» преступлениями Управления угрозыска ГУ МВД по Ставрополью Екатерина Кравцова. - Они не покупают дома и автомобили, на которые можно было бы наложить арест. Как правило, они просто живут на широкую ногу, отдыхают в дорогих отелях, снимают элитное жильё. Наличности или капиталов у них не находят».
Из службы безопасности? Не может быть
Злоумышленники под видом сотрудников банка действуют по двум схемам. Либо они выпытывают информацию о банковской карте, получают доступ к ней и снимают деньги. Либо убеждают человека самого снять деньги или даже взять кредит, а потом перевести их на подконтрольные преступникам счета или номера телефонов.
«Звонят обычно с федерального номера с кодом 495, представляются сотрудником безопасности банка. Сообщают, что деньгам клиента что-то угрожает, например, на его имя пытаются взять кредит или кто-то расплачивается его картой в другом городе России, потом просят снять деньги или даже взять кредит и перевести средства на якобы безопасный номер», - описывает Екатерина Кравцова распространённые методы обмана.
Чтобы не потерять деньги, нужно усвоить простое правило: если вам звонят из банка, лучше положить трубку и перезвонить самому на его горячую линию.
«Сотрудники банка могут досаждать рекламными предложениями, но никогда не предупреждают, что вашим сбережениям что-то угрожает, - говорит координатор регионального центра финансовой грамотности населения в Ставропольском крае Надежда Герасименко. - Служба безопасности банка просто заблокирует перевод или карту, и вы сами будете звонить и выяснять, что произошло».
Часто мошенники играют на родственных чувствах пожилых людей, подсылая курьеров за деньгами для детей и внуков, или же получают данные счёта, обещая компенсации за лекарства. Как работают эти схемы, читайте здесь и здесь. Обманывают пожилых и при личном контакте. Под какими предлогами, читайте здесь.
Больше полезной информации - на сайте проекта «Знания для жизни» fingram26.ru.