Передвигаться от Архыза вверх по ущелью порядка 10 километров по гравийной дороге, при этом то и дело попадая в тучи пыли, которые поднимают проносящиеся мимо КамАЗы, поверьте, удовольствие не из великих.
Однако когда понимаешь, что тут достаточно только положить асфальт и пыльная дорога превратится в современную (при этом непривычно широкую для горной местности) трассу, картина будущего курорта мирового уровня начинает постепенно вырисовываться. Яркие штрихи к ней добавляет и строительная площадка будущего туристического центра.
«Туристов примем уже в этом сезоне»
Проект современного горнолыжного курорта «Архыз» впервые был представлен широкой публике 4 года назад на экономическом форуме в Сочи в виде красочного макета. Возможно, тогда это и могло вызывать определенный скепсис – в современной России путь от идей до их реализации порою растягивается на долгие годы, а иногда обрывается, даже толком не начавшись. К тому же речь шла о северокавказском регионе – не самом спокойном месте на планете, куда инвесторы приходят очень неохотно.
Но сейчас, находясь в эпицентре полномасштабной стройки, чувствуешь, что проект не просто получил свое развитие, а буквально на глазах воплощается в реальность.
В растущих из фундаментов каркасах уже угадываются очертания гостиниц и административных зданий. А торжественная церемония возведения первой опоры будущей канатной дороги, состоявшаяся 29 августа, ознаменовала очередной этап строительства – теперь уже несложно самостоятельно нарисовать взглядом в окружающем пейзаже очертания горнолыжных трассе, по которым совсем скоро поедут горнолыжники и сноубордисты.
- К началу этого сезона, кроме непосредственно канатки, мы планируем ввести в эксплуатацию две гостиницы, административное здание, пожарное депо и полностью подготовить две горнолыжные трассы, - отмечает Юрий Старков, генеральный директор ОАО «Архыз-Синара», - И, глядя на то, как сейчас движется строительство, можно с уверенностью говорить, что все поставленные задачи нами будут решены в срок.
Дальнейшие перспективы горнолыжного курорта выглядят слегка сказочными. Но судя по настрою участников проекта, они не видят в них ничего нереального. Уже к сезону 2013-2014 в Архызе должны быть возведены 11 гостиниц и 9 подъемников. А согласно долгосрочной концепции развития курорта, к 2020 году отели смогут принимать единовременно 25 тыс. туристов. «Архыз» к тому времени будет представлять собой четыре туристических комплекса-поселка, где для отдыхающих будут оборудованы 69 подъемников и трассы общей протяженностью 270 км. По разным оценкам, «Архыз» сможет принимать до 1,5 миллионов туристов в год, при том, что на склонах будут активно использоваться системы искусственного оснежения (это позволит сделать курорт зоной круглогодичного катания), а в окрестностях Архыза, возможно, по примеру европейских горнолыжных курортов, появится небольшой аэропорт.
- Кроме того, что при строительстве объектов мы делаем ставку на самые современные технологии, большое значение уделяется и экологической составляющей, – говорит Ахмед Билалов, вице-президент Олимпийского комитета России, председатель совета директоров ОАО «Курорты Северного Кавказа». – На склонах, по которым пройдут трассы, конечно, предстоит небольшая вырубка деревьев, но в общем уникальный природный ландшафт, которым славен Архыз, должен претерпеть минимальные изменения.
Карачаево-Черкесия в большом плюсе
В результате реализации проекта валовый региональный продукт Карачаево-Черкесии планируется увеличить в два раза. Но даже не это самое главное.
- Основной фактор стабильности в любом регионе - это занятость, - подчеркивает Рашид Темрезов, глава Карачаево-Черкесской Республики. - Когда у человека есть возможность зарабатывать, кормить свою семью, он ни за что не пойдет на поводу у экстремисткой идеологии. Поверьте мне, тех, которые хотят нормально работать, жить в мире и согласии, у нас в республике абсолютное большинство. Надо просто дать им возможность почувствовать себя востребованными и, в конечном счете, успешными.
Новый горнолыжный курорт даст им такую возможность, придав мощный стимул развитию малого и среднего бизнеса в регионе. К тому же надо учесть, что будущее курорта связано не только с созданием инфраструктуры, но и с привлечением высококлассного персонала.
По словам Рашида Темрезова, в ближайших планах правительства Карачаево-Черкесии - серьезно заняться развитием соответствующей образовательной среды. Получить необходимые для работы в сфере туриндустрии специальности молодые люди республики смогут на базе двух профтехучилищ и одного института. «Таким образом, мы планируем вырастить целое поколение специалистов, которые смогут реализовать себя в пределах родной республики», - сказал Темрезов.
Возникает закономерный вопрос, не придут ли с реализацией этого проекта в запустение сегодняшние популярные горнолыжные курорты Северного Кавказа – такие как Домбай и Приэльбрусье?
В этом плане Рашид Темрезов оптимистичен: «У каждого ущелья своя красота. И есть огромное число людей, которые просто влюблены в Домбай. Есть такая общемировая тенденция – многие любители зимнего экстрима возвращаются именно туда, где они в первый раз встали на лыжи. Понятно, что туристические потоки все-таки будут перераспределяться, но популярности ни у Домбая, ни у Приэльбрусья меньше не станет».
Но при этом, по его словам, у Архыза будет одно явное преимущество - это современная инфраструктура, выполненная в едином стиле (Домбай, известный с советских времен, этим похвастаться явно не может).
Объединяя весь Северный Кавказ
Значение проекта «Архыз» выходит далеко за рамки регионального. Он является знаковым с точки зрения перспектив социально-экономического развития всего Северного Кавказа и его инвестиционной составляющей, так как он по праву считается пилотной площадкой создаваемого на Северном Кавказе туристического кластера.
К 2020 году в его рамках планируется построить пять новых горнолыжных курортов мирового класса — Лагонаки (Краснодарский край, Республика Адыгея), Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), Эльбрус-Безенги (Кабардино-Балкарская Республика), Мамисон (Республика Северная Осетия – Алания) и Матлас (Республика Дагестан).
При этом общая протяженность горнолыжных трасс составит 898 км, склоны будут оборудованы 179 подъемниками, новые гостиницы смогут принять до 89 тысяч туристов, а ежедневная пропускная способность кластера достигнет
150 500 человек. И, что особо значимо, реализация проекта предусматривает поэтапное создание в регионе свыше 330 тысяч рабочих мест. Эксперты оценивают общую стоимость реализации проекта в сумму, близкую к 3 млрд долларов.
Инициативу о развитии на Северном Кавказе туристического бизнеса озвучил в марте 2010 года Президент России Дмитрий Медведев, а в июне 2010 он одобрил представленный в рамках Петербургского экономического форума проект туркластера.
30 ноября 2010 г. образовано государственное ОАО «Курорты Северного Кавказа» с уставным капиталом 60 млрд руб. Компании поручено создание инженерной, транспортной и туристической инфраструктуры курортов.
Правительство РФ объявило о предоставлении инвесторам туристического кластера дополнительных налоговых льгот и государственных гарантий на кредиты.
В июне 2011 г. к проекту подключился первый иностранный инвестор: французский государственный холдинг Caisse des Depots et Consignation. Продолжаются переговоры с целым рядом крупных инвесторов, в числе которых, наряду с российским бизнесом, - компании из Австрии, Южной Кореи, арабских стран.
Правительство РФ заявило также о намерении расширить туристическую зону Северного Кавказа за счет прибрежной территории Каспия (Дагестан) и Минеральных Вод и поручило разработать концепции развития этих курортов – пляжного и бальнеологического. Изучается также возможность включения Джейрахского района Республики Ингушетия в проект Северо-Кавказского туристического кластера.