Развитие дорожного «пространства» округа не так давно обсуждали в полпредстве СКФО при участии сразу двух вице-премьеров – Александра Хлопонина и Сергея Иванова. Последний, как признался после журналистам, «на своей шкуре» испытал посадку на новую полосу.
Речь об аэропорте «Минеральные Воды», где днями наконец ввели в эксплуатацию новую взлетно-посадочную полосу. Она, как отметил Иванов, одна из самых протяженных в стране (3900 метров) и по своим техническим характеристикам соответствует высоким требованиям.
Трасса к инвестициям?
Чего не скажешь о состоянии автомагистралей округа. Населенные пункты в субъектах иной раз не дороги связывают, а сплошные колдобины. Передвигаться по разбитым трассам порой просто опасно – с точки зрения вреда для транспортного средства. Не так давно в окружной столице автомобилистка выиграла в суде «дело о яме», где капитально застряло колесо ее иномарки. Пятигорские власти суд «приговорил» к штрафу в пользу обратившейся дамы, но вот стали ли лучше дороги? И не только в столице округа…
Тема дорожного строительства всегда вызывает самый пристальный интерес не только у тех, кто за рулем. Иванов обозначил важнейшие для округа транспортные задачи: завершить формирование сети автомагистралей в составе международных транспортных коридоров, привести технический уровень федеральных дорог в соответствие с параметрами и тенденциями роста автомобильного парка и интенсивности движения, обеспечить дальнейшее обустройство транспортного коридора «Север-Юг» для развития экспортно-импортных перевозок и привлечения международного транзита. Речь шла и о завершении формирования транспортной инфраструктуры курортно-рекреационного комплекса. Вице-премьер напомнил, что на недавнем форуме в Санкт-Петербурге было подписано серьезное соглашение о привлечении иностранных инвестиций в развитие курортов Северного Кавказа, и без развития транспортной инфраструктуры говорить о функционировании курортов в полном объеме не приходится.
С железнодорожными перевозками в округе справляются, новых объектов пока не предусмотрено. А вот подходом к водному – журналистов, и не только – Иванов удивил:
- На данный момент реки в регионе несудоходны, что удивительно с учетом имеющегося потенциала. В том числе и туристического. Путешествия по воде, с соблюдением всех норм безопасности – один из лучших видов отдыха, - заметил вице-премьер.
- У нас рафтинг, - пояснил с улыбкой другой вице-премьер, Хлопонин.
Ключ М-29
Курортные дороги – вопрос особый. Ключевым Иванов назвал модернизацию и реконструкцию трассы М-29 («Кавказ»).
- Это «дорога жизни», вокруг которой регионы строят свою жизнедеятельность. Только в ближайшие 4 года на работы по приведению в нормальное состояние этой основной дорожной артерии Северного Кавказа планируется ежегодно выделять по 5-6 млрд рублей, - отметил вице-премьер.
Еще один важный проект курортного сообщения - строительство автомобильной дороги Черкесск-Сухум. 146 километров пройдет по Карачаево-Черкесии, 132 – по Республике Абхазия. Весьма скромная по протяженности трасса даст мощный толчок развитию территорий, разгрузит дорогу от Краснодара до Адлера по черноморскому побережью, даст возможность «выскакивать» напрямую на Абхазию - к Черному морю.
- Проект не дешевый, и мы изначально договорились, что она должна быть платной, - подчеркнул вице-премьер.
Это, как надеются в правительстве РФ, привлечет частных инвесторов в транспортную инфраструктуру. Пока в округе особого развития у этой темы нет, хотя есть первые примеры – аэропорт «Минеральные Воды».
Дорожную проблему намерены преодолеть не только новым строительством, но и новым подходом – «контрактом жизненного цикла». От проекта до эксплуатации контроль планируется осуществлять согласно долгосрочному договору. Тогда система будет работать эффективно – спрос-то с одной компании, а не с трех-пяти, когда не найти «ответчика».
Поможет развитию и поддержанию дорожной сети округа и создание дорожных фондов. - Подспорье серьезное, - заметил Иванов, - стоит форсировать их создание и наполнение.
Билет для пассажира
Форсировать необходимо и введение такой меры, как продажа именных билетов на проезд в автобусах межрегионального сообщения. Здесь, как отмечалось, пассажирские перевозки самые незащищенные. Опасны они не только с точки зрения террора, но и обычной безопасности. Автобусы нередко в таком изношенном состоянии, что просто диву даешься – как они еще выходят на трассу? Колесо отлетит – гибнут люди, отвечать в итоге некому. Может, пора взыскивать с таких перевозчиков и сроком, и рублем? Эксплуатационное состояние самого транспортного средства, тотальная безответственность - есть тому горькие примеры: крушение теплохода «Булгария»...
Контроль в аэропортах есть, авиа-и железнодорожные билеты продаются по паспорту. На вокзалах также будет вводиться досмотр пассажиров. А вот то, что творится на автовокзалах, оставляет желать лучшего. Не секрет, что водители и пассажиров «подбирают» по пути следования, и грузы перевозят – небескорыстно, конечно.
- Прежде всего нужно создать информационную систему на автовокзалах и продавать билеты на межрегиональные перевозки только по паспорту, - пояснил «АиФ-СК» Сергей Иванов. – И навести элементарный порядок на самих автовокзалах.
Вопрос с безопасностью населения по-прежнему стоит остро – к террористической угрозе добавилась еще и угроза, исходящая от работников транспортных структур – насколько они ответственны при проверке перевозящих нас автобусов, теплоходов, самолетов.
- Кроме ряда предложений, касающихся совершенствования системы транспортной безопасности, подготовлены инициативы, касающиеся непосредственно Северного Кавказа и его специфики. На совещании присутствуют представители ФСБ, МВД, - сказал Иванов.
С силовиками проблемы транспортной безопасности обсудили в закрытом режиме, какими будут спецмеры для СКФО, осталось за кадром. Отмечалось, что потребуются понимание и поддержка со стороны региональных и муниципальных властей и владельцев транспортных компаний. Комплексная программа совместных действий Минтранса, МВД России, МЧС, ФСБ уже разработана.