Примерное время чтения: 6 минут
699

С большой дороги: как нас обманывают автостраховщики

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 43. АиФ-СК 23/10/2013

Вместо того, чтобы стать механизмом защиты людей в кризисных ситуациях, как это происходит в цивилизованных странах, в России рынок страхования превратился в гигантский денежный «пылесос». С благоволения государства страховщики собирают дань с автолюбителей. Раскошеливаться же на выплаты они намерены меньше всего. Как добиться справедливого возмещения по ОСАГО и КАСКО?

Куда бы вас послать?

– Страхование – это бизнес, – говорит Екатерина ЩЕГЛОВА, юрист Службы Аварийных комиссаров в Ставрополе. – И, как любой бизнес, он направлен на извлечение прибыли. К сожалению, зачастую стремление к наживе переходит все разумные пределы. Исходя из собственной практики скажу, что лишь в одном из десяти случаев страхователь остается доволен выплатой. В остальных – недоплачивают или вообще отказывают.

Способов избежать материальных обязательств перед клиентами у автостраховщиков множество. Например, ставропольский филиал крупнейшей и старейшей в стране страховой компании изобрел схему, при которой даже подать заявление на выплату стало проблематичным. Отдел урегулирования убытков находится в Ставрополе. Однако, если речь идет о непрямом возмещении, то есть когда человек обращается в страховую компанию виновника ДТП, его отправляют в Буденновск. Понятно, что 300 км отмахать решится не каждый. Если речь идет о небольших суммах, проще махнуть рукой.

Еще один «прикол» от той же фирмы – навязывание к ОСАГО дополнительных страховых услуг. Например, страхование от несчастных случаев за рулем. «Довесок» тянет на тысячу с лишним рублей. Без него полисы обязательной «автогражданки» просто не продают.

У одного из их ближайших конкурентов другая фишка – там принимают заявления о наступлении страхового случая, но по какому-то странному графику, назначая явку, к примеру, через месяц. Объяснение – простое: распоряжение руководства. Хотя по закону об ОСАГО страховая компания обязана принять заявление о наступлении страхового случая, не ограничивая клиента ни в сроках, ни территориально.

– Есть примеры, когда трудно добиться даже того, чтобы поставили штампик входящей корреспонденции на втором экземпляре претензии, – говорит Щеглова. – Это грубое нарушение ФЗ «Об ОСАГО» и закона о защите прав потребителей.

Мнение власти:
Михаил КОСТЮКОВ, начальник отдела по защите прав потребителей управления Роспотребнадзора по Ставропольскому краю: «Заявлений по обману в сфере ОСАГО у нас в работе сейчас нет. Хотя тот факт, что страховые компании навязывают дополнительные услуги в довесок к стандартному полису, конечно, недопустим. Это прямое нарушение закона о защите прав потребителей. Кстати, такие дела разрешаются достаточно легко. Так что ждём обращений. Пожаловаться на недобросовестных автостраховщиков можно в Общественную приемную управления Роспотребнадзора. Заявления принимаются по адресу: Ставрополь, пер. Фадеева, 4. График работы можно посмотреть на сайте www.26.rospotrebnadzor.ru. Здесь же можно оставить электронное обращение».

Синица в руках

Справедливости ради стоит сказать, что сами страховщики уже несколько лет сетуют на то, что ОСАГО для них – убыточное направление. Поэтому надо, мол, поднимать планку тарифа. В противном случае они грозятся вообще перестать продавать полисы ОСАГО. Пока, правда, никто с дистанции не сошел. Разве что громко обанкротилась в прошлом году одна из московских компаний, входившая в двадцатку крупнейших российских страховщиков. Кстати, вскоре выяснилось, что как минимум полмиллиарда рублей ее руководство успело вывести на счета подконтрольных фирмочек… При этом ее клиенты «попали» на два миллиарда.

В этой ситуации выигрывают, пожалуй, лишь юристы, специализирующиеся на делах по ДТП. То, что страховые компании не желают добровольно платить клиентам, для них означает непрерывный поток судебных дел, то есть работы. В среднем ведение судебного дела такого рода приносит им от 10 до 20 тысяч рублей.

Более того, нередко такие юристы готовы даже выкупить право истребовать долг у страховой компании. Да, клиент получит меньшую сумму, чем если бы прошёл сам всю тяжбу до конца. Но аргумент «деньги на руки» подкупает многих. В основном тех, для кого машина – рабочий инструмент. Держать авто на приколе несколько месяцев для них – непозволительная роскошь. А юристы располагают временем и знаниями, как выбить со страховой все до копейки.

Личный опыт:
Людмила КОНАРЕВА, жительница Ставрополя: «Я попала в аварию 21 декабря 2012 года, когда все ждали «конца света». Всадником апокалипсиса для меня стал гость из соседней республики. Он протаранил мою Opel Corsa своим «Жигулём». Меня признали потерпевшей. Капот, фара, бампер, крыло плюс внутренние повреждения ­ независимый эксперт оценил ремонт в 55 тыс. руб. Я обратилась в свою страховую компанию. Ответа ждала почти два месяца, звонила через день. Наконец мне озвучили сумму – 9 тысяч с копейками! Конечно, была в шоке. От этой подачки отказалась и по совету знакомых обратилась к авто­юристу. Через суд мы взыскали деньги на ремонт и еще немного осталось. Кстати, услуги юриста мне обошлись даром – их по решению суда оплатила страховая компания. Не успела я поездить на восстановленной машинке, как в меня снова въехали. «Газель» на парковке. Опять признали потерпевшей. Только теперь я сразу пошла к специалистам. Пусть сами разбираются со страховой. А мне ­ деньги на руки».

Докажи, что угнали

Кстати:
Верхний предел, который может выплатить страховая компания по ОСАГО ­ 120 тысяч рублей для ДТП с одним­ двумя автомобилями, когда нет вреда здоровью. Столкнулись три и больше ­ 160 тысяч, которые распределяются на всех потерпевших. Если ущерб превышает эту сумму, придется в судебном порядке истребовать непосредственно с виновника ДТП.
 Еще интереснее дело обстоит с добровольным автострахованием. Если ОСАГО регламентируется специальным законом, то по КАСКО каждая страховая компания изобретает собственные правила игры. Нередко в качестве основания для отказа в возмещении ущерба страховщики называют тот факт, что человек, который управлял автомобилем в момент аварии, не был вписан в полис. Это чистой воды развод, так как КАСКО предполагает страхование не ответственности какого-либо лица, а объекта имущества, то есть автомобиля.

Другой вариант не платить клиенту – сказать, что он не обратился вовремя. Например, в договоре обозначен пятидневный срок подачи заявления о возмещении убытков. Опоздали? Ваши проблемы. На самом деле это не совсем так, утверждают специалисты. Гражданским кодексом предусмотрена возможность отказать в выплате, если упущенный срок стал причиной невозможности определить характер происшествия. В остальных случаях, если есть справки из полиции, из метеослужбы и т. д., страховая пенять на просрочку не может.

Ещё вариант уйти от ответственности – выплата страхового возмещения в натуральной форме или «мы сами отремонтируем». Схема следующая: клиента, обратившегося за возмещением убытков, направляют на конкретное СТО, с которым страховая компания заключила договор. Аварийное авто дефектуют, оценивая ремонт, предположим, в 30 тысяч рублей. СТО выставляет счет страховщикам. Те считают и говорят: «Да здесь за 15 тысяч можно управиться! Больше не заплатим!» В результате машина стоит месяц, три, пять… Никто за нее даже браться не хочет. На этот случай нужно знать, что заменить «натуральной формой» денежную компенсацию страховщики не имеют права. Свобода договора не может быть абсолютной, утверждают юристы.

Мнение эксперта:
Сергей ВОЛОШИН, адвокат по ДТП: «Выбирая страховую компанию, стоит обращать внимание на ее состоятельность, в первую очередь финансовую. На сайте Российского союза автостраховщиков (РСА) есть информация по всем компаниям: уровень платежеспособности, не отозвана ли лицензия, не начата ли процедура банкротства. Объясню, почему. Если компания неожиданно обанкротится, то выплаты по ОСАГО еще можно истребовать с РСА. Если же речь идет о КАСКО, получить возмещение убытков практически невозможно. Тем более обидно, что суммы здесь куда солиднее…»

Особенно внимательно стоит смотреть, что договором КАСКО заложено в разделе «риски». Например, если написано «угон», то есть вероятность, что клиент и страховая компания имеют в виду разные вещи. Очень может быть, что угон в бытовом понимании страховая компания компенсировать не намерена. Потому что в соответствии со статьей 166 УК под угоном понимается «неправомерное завладение автомобилем или транспортным средством без цели хищения». Взял покататься, условно говоря. Поэтому необходимо, чтобы в договоре в качестве рисков было прописано также «хищение».

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах