Вертолёт, в сумерках возвращавшийся с обработки полей, разбился 24 августа в Предгорном округе Ставрополья. Его обнаружили пожарные, которые тушили загоревшийся после авиакатастрофы камыш. Пилот и техник сбежали. Подробнее - в материале stav.aif.ru.
Огонь следы не скрыл
Небольшой вертолёт Ми-2 потерпел крушение на территории фермы в Предгорном округе Ставрополья около 19.00. В 19.23 ставропольские пожарные получили информацию о горящем камыше в 1,5 километрах от хутора Шести. С огнём боролись 26 человек с девятью единицами техники.
«Во время тушения сухой растительности пожарно-спасательные подразделения обнаружили сгоревшие фрагменты летательного аппарата, предположительно, вертолёта МИ-2. Загорание ликвидировано в 21.49 на площади 2 га. Погибших, пострадавших на месте не обнаружено», - уточнили в чрезвычайном ведомстве.
Позже глава Предгорного округа Ставрополья Николай Бондаренко в своём телеграм-канале опубликовал несколько фото с места происшествия. На них видны обломки винтокрылой машины.
«На территории нашего округа из-за неблагоприятных погодных условий совершил экстренную посадку вертолёт (предположительно Ми-2), в результате чего произошло возгорание растительности и самого вертолёта», - пояснил подписчикам чиновник.
Он рассказал, что после локализации пожара следственно-оперативная группа осмотрела место происшествия. «С уверенностью могу утверждать, что пострадавших и погибших нет», - сообщил Бондаренко.
По его данным, упавший вертолёт занимался сельскохозяйственными работами - опрыскивал поля. Чиновник предположил, что машину перегоняли с места на место, так как в Предгорье никто не заказывал такую услугу.
Следователи начали розыск пилотов, возможных пассажиров и владельцев воздушного судна. Организовали проверку также Западное межрегиональное следственное управление на транспорте и Минераловодская межрайонная транспортная прокуратура.
Тем временем телеканал РЕН ТВ выяснил, что вертолёт принадлежит фермерскому хозяйству, которым руководит Сергей Роев. Официально эта информация пока не подтвердилась. А телеграм-паблик Helincidents написал, что на момент крушения в вертолёте было два человека.
Утром 25 августа ТАСС со ссылкой на администрацию Предгорного округа сообщил, что пилот найден живым. Госпитализация ему не понадобилась. Пассажиров в вертолёте быть не могло, заявили в муниципалитете, так как машина - сельскохозяйственная.
Однако вскоре нашли второго члена экипажа - техника. Как и пилот, он тоже не пострадал. По данным телеграм-канала «112», они рассказали, что летали над полями в соседнем районе. Возвращаясь на базу, из-за погоды вынуждены были пойти на посадку, но приземление оказалось жёстким - вертолёт воткнулся «в бетонную стенку силосной ямы».
Летают на списанных
О возможных причинах падения вертолёта Ми-2 на Ставрополье stav.aif.ru рассказал начальник Ессентукского аэродрома ДОСААФ Дмитрий Стригунов.
«Вертолёт сгорел, а останков не нашли, значит, грубо приземлился из-за неисправности, но всё-таки пилот был грамотным, посадил вертолёт, хотя и не смог избежать пожара, - считает эксперт. - Убежал, скорее всего, потому что у него не было документов. И в плане полётов, наверняка, не было этого вертолёта. Какое там может быть обслуживание или проверка технического состояния. Завёлся - лететь может. Всё что угодно могло сломаться. Никакой гарантии не было. Люди работают на свой страх и риск».
По его словам, легальное техобслуживание вертолётов - удовольствие не из дешёвых. Именно поэтому на Ставрополье немало незарегистрированных летательных аппаратов, которые ремонтируют без обращения к профессиональным механикам. Обычно, это списанные советские машины, которые покупали как металлолом и не разбирали.
С советских времён остались и специалисты, умеющие обслуживать эти вертолёты. Вот только документов на это у них нет и пройти медкомиссию из-за возраста они уже не могут.
«Между тем, у аграриев есть большая потребность в обработке полей малой авиацией, - констатирует Стригунов. - В Советском Союзе была сельхозавиация. Сейчас её нет. Есть частные компании, которые официально получают сертификат эксплуатанта, платят все налоги, тратятся на содержание, контроль и подготовку. Но фермеры ищут возможность обрабатывать поля дешевле и пользуются услугами «чёрной» авиации. Обрабатывают поля вертолёты, которые собираются «на коленке», из двух-трёх - один. Детали изготавливают сами и идут ва-банк».
Стригунов привёл такой пример: легальные компании при дозировке 50 литров химиката на гектар берут с фермеров 350 рублей. Эту площадь вертолёт опрыскивает за 30 секунд. «Чёрные» лётчики берут в два раза дешевле - по 170 рублей.
Он напомнил, что до недавнего времени вертолёты Ми-2 выпускали в Польше, которая получила документацию от СССР. Сейчас с этой страной напряжённые отношения. Производство и техобслуживание советских вертолётов прекратилось после покупки заводов компанией Boeing. Заблокирована и поставка запчастей.
«Вертолёты Ми-2 используются официально ДОСААФ России и Минобороны. Машины ремонтируют два авиаремонтных завода - Московский и Шахтинский. Они и запчасти находят на складах, оставшиеся с советских времён, и тоже из двух-трёх собирают, но изношенные детали выбраковывают, утилизируют, всё проверяют, делают допуск. Такие вертолёты официально обслуживаются», - уточнил начальник аэродрома.