Отвечает кандидат исторических наук Дмитрий Коробов, Институт археологии Российской академии наук:
- Раннесредневековые поселения алан Кисловодской котловины - составная и неотъемлемая часть европейской археологии этого периода. Принципиально они не отличаются от синхронных поселений других варваров раннего средневековья - англосаксов, франков, кельтов и других народов Европы, имея при том свою специфику.
Обнаруженные здесь поселения занимают практически всю котловину на высотах от восьмисот до полутора тысяч метров. Поселения представляли собой небольшие хутора, где, скорее всего, проживали небольшие семейные кланы. Прежде всего земледельцы и скотоводы, но они же и воевали, совершали набеги друг на друга и на другие территории. Потому все поселения были укрепленные.
Самая близкая аналогия - позднесредневековые башенные селения горной зоны Балкарии, Осетии, Ингушетии и Чечни.
Городов в это время еще не было, были обычные деревни, в некоторых жили более сильные и могущественные роды. Это видно по концентрации населения (большая площадь, много построек) и находках из погребений, говорящих о пребывании в этих местах воинской элиты.
Трудно назвать самые ранние и самые поздние поселения – мы не так хорошо их знаем. Датировки у нас общие – большинство существовали между серединой V и серединой VIII вв. н.э. (данные по могильникам).
Главное укрепление сохранилось на территории самого Кисловодска, оно известно как «Горное Эхо».
Смотрите также: