Предприниматель в Санкт-Петербурге Кирилл Барышев уберёт из ассортимента своей фирмы осетинские пироги с курятиной и свининой после письма и звонка из Северной Осетии. Активисты межрегионального общественного движения «Высший совет осетин» убедили его, что такие начинки у блюда, с которым верующие обращаются к Богу, - святотатство, оскорбляющее чувства осетинского народа.
Почему свинина и курятина в национальном блюде недопустимы, «АиФ-СК» объяснил краевед и гид Роберт Баскаев.
Даже кожа обуви важна
«Запрет связан с традиционными верованиями, - говорит он. - Большинство осетин - и христиане, и мусульмане - также приверженцы местных традиций. Считается, что есть Бог и разные его проявления в виде сакральных персонажей. В зависимости от того, что тебе нужно, ты просишь это у того или иного персонажа, которым возведены сотни святилищ по всей Северной и Южной Осетии. Для осетин они как христианские храмы или мусульманские мечети.
Выходцы из селений, рядом с которыми возведены святилища, посещают их на праздники. И так как это считается чистым местом, то человек должен прийти туда максимально чистым снаружи и внутри. Поэтому как минимум за три дня до праздника ты должен поститься: не сквернословить, не пить алкоголь, не есть курицу и свинину. Некоторые ортодоксы постятся 40 дней и даже не надевают обувь из свиной кожи».
Курица и свинья считаются нечистыми животными, потому что едят всё подряд, поясняет гид. Курица может питаться даже собственными экскрементами, и если съесть такое мясо, то считается, что можно загрязнить себя. А запрет на свинину, по одной из версий, связан с влиянием ислама и уважением к тем, кто его исповедует.
«В Осетии блюда из свинины почти не готовят. Только если кто-то захочет шашлыки или люляшки. Вот тогда используют за милую душу. Но не около святилища. Ни в пирогах, ни в супах свинина не используется. Некоторые осетины во время застолий не говорят традиционные молитвенные тосты, если на столе есть свинина или курятина, - рассказывает Роберт Баскаев. - Иногда такие блюда временно убирают, пока не будут сказаны традиционные три тоста: первый - Богу, второй - покровителю мужчин и путников Уастыржи, третий - о причине, по которой люди и собрались. Потом только могут положить на стол свинину или курятину. Вот почему такой резонанс вызвали осетинские пироги в Петербурге».
А если с гречкой и грибами?
Традиционными считаются осетинские пироги с говядиной, картофелем, сыром, причём важно, чтобы пепсин, с помощью которого готовится сыр, был не свиного происхождения.
Пирог с сыром обязателен, если планируется произносить молитвы.
«Традиционной считалась также начинка из сыра со свекольной ботвой. Позже появился сыр с капустой, с тыквой. В январе-феврале, в сезон черемши, пекут пироги с черемшой и сыром. Делают также начинку из фасоли, но это тоже появилось позже, - говорит Роберт Баскаев. - Некоторые пекут пироги с сыром и кабачками. Это тоже нетрадиционный рецепт, но он ничего не нарушает, в отличие от начинки из свинины, которая для осетин становится триггером».
Он рассказал также о пироге, который вряд ли где-то можно купить, его пекут на заказ. Это фиуджын, начинённый жиром с луком или луком и сыром. Жир используется говяжий или курдючный. «Этот пирог на любителя, он очень сытный. Например, зимой надо убрать много снега на холоде. Ты горячий фиуджын кушаешь и идёшь работать», - пояснил знаток осетинской кухни.
За пределами Северной Осетии он встречал якобы осетинские пироги и с гречкой, и с грибами. Это не запрещённые начинки, но у осетин такие эксперименты вызывают раздражение.
«Моё мнение: не нужно тогда писать, что это осетинские пироги, - говорит Роберт Баскаев. - Хотя, наверное, можно называть это развитием осетинской кулинарии. Недавно у нас со спаржей сделали пирог аспараджын - у нас же крупнейшая плантация спаржи в станице Архонской. Есть только два принципиальных запрета - на свинину и в меньше степени на курицу».