Примерное время чтения: 7 минут
2904

Покинув Чечню, Инал Шерипов стал лучшим режиссером Европы

АиФ-СК №1-2 14/01/2013
Фото: АИФ

 

Досье:
Инал Шерипов - основатель «шахматного кино» и автор «Антиголливудского манифеста». Много лет работал на «Союзмультфильме», где писал музыку к детским фильмам, на ОРТ и Центральной студии документальных фильмов. С конца 90-х жил в США. Фильмы Инала Шерипова отмечены на многих кинофестивалях в Лос-Анджелесе, Сан-Диего, Чикаго, Нью-Йорке, Сан-Франциско, Сиэтле. До назначения на должность директора киностудии «Чеченфильм» работал в Бельгии генеральным продюсером Европейской ассоциации кино и телевидения.

Два года назад чеченский режиссер Инал Шерипов вернулся в Грозный развивать национальный кинематограф, возглавил национальную киностудию. Однако его профессиональный опыт оказался на малой родине невостребован.

Шерипов уехал обратно в Европу и сейчас буквально нарасхват. В Джакарте он получил премию Федерико Феллини, в Неаполе удостоен премии братьев Люмьер, а в декабре на киносмотре в Монако награжден призом в номинации «Лучший авторский фильм». Сегодня режиссер - гость нашей редакции.

Восемь с половиной

- Инал, ваша новая короткометражная лента «Белый фильм», которая получила сразу несколько престижных наград, уже после первого показа произвела настоящий фурор среди европейской

аудитории. Всего 8,5 минут заставили обсуждать увиденное часами. Чем удалось «взять» авторитетное жюри? О чем эта картина?

- Прямо скажу, не люблю этот вопрос. Дело в том, что в коммерческом или, как я его называю, аттракционном кино все предельно просто - рассказать смысл можно легко в двух предложениях. Там нет никакой глубины и скрытых подтекстов, зритель удерживается визуальными эффектами и сменой декораций. В настоящем кино внешняя часть, обертка никогда не будет важнее его содержания.

- И все-таки…

- Мой фильм - попытка взбудоражить бессознательное, обнажить духовный мир человека.

Многое мне самому помогла понять поездка в Италию, где состоялась премьера «Белого фильма». Когда я ходил по старым улочкам этого города, где ничего не изменилось за последние полвека, вглядывался в окна старых домов, вдруг поймал себя на мысли, что прилетел домой. Это удивительно, но в Неаполе я больше чувствовал себя дома, чем в Грозном. Ни сегодняшняя архитектура, ни большинство жителей столицы республики уже не имеют связи с историей, не создают ту уникальную атмосферу, которой обладал город, где я родился.

В Грозном я жил рядом с кинотеатром «Родина». И мы с соседскими ребятами каждый вечер залазили на крышу летнего зала и смотрели оттуда фильмы - некоторые по сотне раз. В 70-е годы в СССР был очень популярным итальянский неореализм – ленты Де Сика, Висконти, Росселини… Попав в Неаполь, я словно снова оказался в детстве.

Только здесь я осознал, что мое кино оказалось глубоко личным. Ведь единственное, что у меня осталось от лучшего времени моей жизни, - это память. Как, впрочем, и у большинства людей на этой земле. Вот об этом фильм.

Взгляды на искусство разошлись

- Однако, прожив много лет за пределами Чечни, вы все равно вернулись на родину, где больше двух лет возглавляли студию «Чеченфильм». На нее многие возлагали надежды и в плане создания собственной чеченской кинематографии, и в плане подготовки режиссеров. Что удалось сделать за это время?

- Главная задача, которую я ставил перед собой, - заложить основу национального кинематографа, которого у чеченцев никогда не было. Это, в первую очередь, профессиональные кадры. Кинематограф, помимо творческого начала, еще и сложный технологический процесс, которому нужно учиться.

Я договорился с ректором ВГИКа Владимиром Малышевым, который вошел в попечительский совет нашей киностудии, что мы будем устраивать талантливых ребят к нему на учебу. Считаю, что заручиться поддержкой ректора одного из лучших кинематографических университетов мира дорогого стоит.

Также я попросил директора «Мосфильма» Карена Шахназарова помочь с формированием киностудии в Грозном. Он тоже стал членом попечительского совета и согласился совершенно бесплатно взять на обучение столько молодых людей, сколько я ему порекомендую.

Надо сказать, что «Мосфильм» сегодня является главным центром в СНГ по подготовке так называемого среднего, технического звена в кинопроизводстве. Он и стал для нас основной базой – в Грозном же мы ютились в маленькой комнате.

Так, как помогал мне Карен Шахназаров, не помогал никто. За это ему отдельное спасибо.

- Почему не удалось сделать «Чеченфильм» настоящей, действующей киностудией?

Анекдот от Инала Шерипова:

Министр кинематографии СССР И. Г. Большаков показывал картину Сталину о Сталине. Когда фильм закончился, в комнате повисла гробовая тишина. После мхатовской паузы Сталин в свойственной ему манере сказал:

«Режиссера расстрелять, сценариста расстрелять, всю съемочную группу расстрелять, всех, кто видел фильм, расстрелять, семьи всех расстрелянных сослать в лагеря. А с вами, товарищ Большаков, мы подумаем, что делать дальше».

Побледневший от ужаса Большаков, задыхаясь от волнения, выдавил:

«А, может, артисту, который играл товарища Сталина, усы укоротить?». Сталин, закуривая трубку, произнес: «Или так».

- Причина проста - власть в республике принадлежит определенной социальной группе, к которой я не принадлежу. А у нее есть свое представление не только о кинематографе, но и об искусстве - оно должно формировать героический эпос для отдельных индивидуумов, а кино, в частности, должно этот эпос мифологизировать. Мое мнение оказалось диаметрально противоположным.

Спасти «Чехова»

-  Какая судьба ждет незавершенные проекты – фильм «Чехов», например?

- С этой картиной особая история. Мы выиграли тендер на частичное финансирование экранизации творчества А.П. Чехова. Руководство министерства культуры страны направило письмо с просьбой принять денежное участие в этом уникальном проекте и властям республики. Ответ был отрицательным.

Поэтому я вынужден был искать частных инвесторов. Нашел их в Европе. Мы несколько месяцев с юристами Минкульта согласовывали договор, чтобы соблюсти требования сложного законодательства по совместному международному кинопроизводству. Все поправки и замечания переводились на французский язык, а потом обратно на русский. Когда документ в Люксембурге был подписан, на следующий день меня, как говорится, «ушли».

Сейчас я как режиссер нахожусь в постоянном контакте с европейским продюсером и пытаюсь убедить его спасти проект, а для экономии средств завершить съемки в павильоне в Бельгии. Надеюсь, что все получится.

- Над чем сегодня работает лучший режиссер Европы?

- После показа «Белого фильма» в Монако продюсер и очень интересный японский кинооператор Ясуши Фулуичи сказал, что моя лента отражает его представление о кинематографической эстетике, и предложил сделать совместный проект. В конце января я собираюсь в Японию. Для меня как режиссера это большая удача. Уверен, она обязательно откроет новую страницу в мой творческой жизни. 

 

Смотрите также:

Оцените материал
Оставить комментарий (16)

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах