«В середине позапрошлого века здесь существовали сразу три театра. Один – «прародитель» современного драматического театра имени М.Ю. Лермонтова, второй – народный театр, своего рода самодеятельный, и третий – назывался «Аудиторией» – предназначенный для людей самого низкого сословия», – говорит ставропольский писатель и краевед Михаил Коршунов.
Первый на Кавказе
Анна Максименко, «АиФ-СК»: Михаил Семёнович, официальный год основания первого театра на Кавказе 1845?
Михаил Коршунов: Принято считать именно эту дату началом отсчёта театральной жизни Ставрополья. Тогда построили первое здание для театра. Но всё началось ещё в 1830-х годах. В городе стали открываться первые частные театральные предприятия. Но на их содержание банально не хватало денег. Неудачную попытку создать театр предпринял губернский секретарь Григорий Яценко в 1843 году. И репертуар, и актёры, подобранные им, оставляли желать лучшего. И вот в 1845 году купец Иван Гониловский построил каменный театр, известный всем сегодня, как Дом офицеров. Очень быстро в театре появилась своя труппа, театральные сезоны стали традиционными, актёры даже начали давать бенефисы. «Звёзды» стали заглядывать на гастроли. В этом здании театр просуществовал до 1910 года, потом «переехал» в здание современной филармонии, которое тогда построили купцы братья Меснянкины.
Тяга к прекрасному
– Если так был популярен театр профессиональный, зачем открывался самодеятельный?
– В такой театр сходить могли себе позволить лишь зажиточные горожане, а к искусству тянулись все. И вот в районе сегодняшнего Центрального автовокзала на нынешней улице Мира появился театр народный. Уникален он был тем, что там могли простые люди не только смотреть представления, но и играть в них, при наличии таланта и желания. И цена билета на такие спектакли была демократичной, а пьесы стали на уровне не хуже среднего.
Но и это не всё! Для жителей Форштадта – современная территория от Верхнего рынка по улице Серова вплоть до улицы Доваторцев – организовали ещё один театр – «Фортштадская аудитория». Там шли не совсем привычные для нас спектакли. Это были литературные чтения с демонстрацией иллюстраций к ним.
Недаром Николай Воронов, знаменитый кавказский этнограф, написал как-то в своём очерке в 1858 году, что Ставрополь – Париж Кавказа.
– Почему такую характеристику дал городу этнограф?
– Уже в то время выходила своя газета, работали театр, библиотека, гимназия. Создавалась постепенно аудитория зрителей, интересующихся драматургией. Газета, кстати, выходила с 1883 года, называлась «Северный Кавказ» и в каждом своём номере давала рецензию на спектакли всех театров.
Привить вкус
– Сегодня наш драматический театр – настоящее украшение города…
– В современное здание театр переехал в 1960-х годах. Он пережил революцию, Великую Отечественную войну. Огорчает, что сегодняшний зритель, особенно молодое поколение, довольно холодно относится к театру, теряет эстетический вкус, его нужно прививать. В каждой школе, каждом вузе должен быть драмкружок, в каждом селе – свой театр. У нас, увы, не в каждом районном центре сохранились дома культуры. Финансируя культуру по остаточному принципу, мы вырастим поколение чёрствых и беспринципных людей. С этим срочно нужно что-то делать.