Аутентичную казачью культуру в Кабардино-Балкарии сохраняет Государственный фольклорный ансамбль песни и пляски «Терские казаки». Какими были обряды и наряды предков и почему в них так много взято из кавказской культуры, корреспонденту «АиФ-СК» рассказали артисты.
Перенимали обычаи горцев
Коллектив постоянно выезжает в фольклорные экспедиции, записывая казачьи песни. Затем следует кропотливая работа над их расшифровкой, тщательный отбор самых ярких из них. Благодаря этому ансамблю удаётся воспроизводить народное пение терских казаков с его хоровым распевом, сохраняя самобытность стиля и манеры исполнения.
«Мы ездим по сёлам и станицам нашей республики, собираем народный фольклор. Особенно богаты им Прохладненский и Майский районы, знаменитые Екатериноградская и Приближная станицы, - рассказал вокалист Михаил Старостин. - Это исконно казачьи населённые пункты. Там до сих пор есть люди, которые хранят эти традиции, стараются передать молодому поколению свои знания. Сохранились терские старинные песни, которые поются акапельно».
![Под музыку можно было тайно перемолвиться словечком.](https://aif-s3.aif.ru/images/036/331/c99d547baf1dd8eb6a08c27786150003.jpg)
Культурному обмену способствовала традиция куначества. Её суть состояла в том, что сын из казачьей семьи передавался на воспитание в семью другой национальности и наоборот. При этом к ребёнку кунака относились, как к родному. Мальчик мог жить в чужой семье 10-12 лет.
Кунаки обменивались подарками и давали детям имена в честь друг друга, приглашали на свадьбы членов семьи. Дети перенимали национальные обычаи друг друга и укрепляли дружбу между народами.
В пост свадьбы не играли
Казаки уважали семейные узы. Казачья свадьба представляла собой сложный и долгий обряд со строгими правилами. На этом торжестве никогда не ставили цель продемонстрировать богатства родителей жениха и невесты. Свадьба была важным духовным событием в жизни станицы.
Терские казаки соблюдали запрет на свадебное веселье в церковные посты. Жениться предпочитали осенью и зимой, когда завершались полевые работы, и урожай повышал достаток семей.
В брачный процесс могли вмешаться община и войсковая власть. К примеру, запрещалось выдавать девушек замуж в соседние населённые пункты, если в своём наблюдался избыток холостых мужчин. Спутников жизни молодым выбирали родители. Сваты могли нанести визит в дом невесты и без жениха, захватив лишь его шапку, девица до самой свадьбы не увидела бы будущего мужа.
Казачья свадьба состояла из трёх этапов - сватовства, свадебного торжества и послесвадебного ритуала.
Свадьбы включали потешные обряды. Например, родителей жениха возили по улицам в корыте, а потом запирали на чердаке - «горыще», оттуда они могли выйти, только откупившись «четвертинкой» спиртного.
Гостей тоже не оставляли без «внимания». У них «воровали» кур, под покровом темноты закрашивали известью окна. Но никто не воспринимал это как оскорбление.
Рай в мазанке
Молодой семье, конечно же, был нужен свой дом. Строительство стало частью традиционной казачьей культуры. В нём участвовала вся станица.
У терских казаков были распространены турлучные дома. По периметру здания в землю вкапывали столбы разного размера - «сохи» и «подсошники» - и переплетали лозой.
Когда каркас был готов, приглашали близких и соседей для первой мазки «под кулакы»: смешанную с соломой глину вбивали кулаками в плетень. Спустя семь дней приступали ко второй мазке «под пальцы»: глину с половой вминали и разглаживали руками. Для следующей мазки - «гладкой» - мазки в глину добавляли полову и кизяк.
Закладка жилья сопровождалась особым обрядом. На место будущей хаты бросали клочья шерсти домашних животных, перья, «чтобы всё водилось». А брусья из дерева, на которые потом настилали потолок, перемещали на полотенцах или цепях, «чтобы в доме не было пусто».
При возведении нового дома в стену замуровывали крест из дерева, призывая божье благословение для будущих новосёлов.
После завершения строительства хозяева угощали всех помощников. Плату за работу брать не полагалось.
Самое почётное место в жилище занимал красный угол. Его устраивали в виде киота (шкафчика) с иконами, украшенного рушниками и бумажными цветами. Под ним на угловом столе ставили предметы священного или обрядового значения, к примеру венчальные свечи.
И кофточка из ситца
Костюм терских казаков включал в себя военную форму и повседневную одежду. Наряды впитали в себя культуру народов Северного Кавказа. Ведь русские и горцы жили рядом, участвовали в торговле и обмене, в том числе и культурно-бытовом.
Казачья военная форма сформировалась к середине XIX века. Она состоит из суконной черкески чёрного цвета, тёмных шаровар, бешмета, башлыка, зимней бурки, папахи и сапог.
Традиционный наряд казачек состоял из юбки и кофточки (кохточки), которые шили из ситца. Кофту могли сделать приталенной или с басочкой (оборкой на талии), но непременно с длинным рукавом, с отделкой из красивых пуговиц, тесьмы, кружев.
Юбки собирали у пояса, чтобы они выглядели пышными. Их шили широкими, из нескольких полотнищ на шнурке. Холщовые нижние юбки надевали под верхнюю, иногда по две-три, одна на другую.
Все эти особенности в ансамбле учли, создавая костюмы для выступлений. А в концертные программы вплели кавказские мотивы.
КОММЕНТАРИЙ
Заместитель художественного руководителя ансамбля Алексей Ежков:
«Терские казаки – неотъемлемая часть народа Кабардино-Балкарии. В уставе нашего коллектива прописаны поддержание и передача казачьих традиций и культуры подрастающему поколению, развитие молодёжи в казачьем духе. Поэтому ансамбль часто выступает перед старшеклассниками и студентами, они могут ходить на наши концерты по Пушкинской карте. Но в целом наш репертуар рассчитан на все поколения».
СПРАВКА
ГКУК «Ансамбль терских казаков» создан в 1996 году. Его возглавляет заслуженный деятель искусств КБР, художественный руководитель Галина Бочарова. Ансамбль является лауреатом всероссийских конкурсов. В 2010 году выступал на всех правительственных мероприятиях, посвященных 65-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне. В 2023 и 2024 годах дважды участвовал в культурно-массовых мероприятиях на подшефных территориях Херсонской области. Плодотворная деятельность коллектива отмечена многочисленными грамотами, дипломами и благодарностями.