Полотна, написанные известным художником, подарены автором музею-заповеднику им. М.Ю. Лермонтова в Пятигорске.
Машук как символ
Две картины вдохновили Никаса Сафронова – портрет поэта кисти Петра Заболоцкого и работа самого Михаила Юрьевича – «Крестовая гора». Большой мастер подошёл к работе творчески, сам он назвал копии «вольными» – на его полотне Лермонтов в другом ракурсе, но главное, за спиной поэта – гора Машук. Знаковое место, точно указывающее на кавказскую географию и трагическую дуэльную развязку…
– Искусство художника сродни творчеству его талантливых коллег из прошлого, – считает северокавказский полпред Сергей Меликов. – Он представляет Россию по всему миру. Далеко не каждый сможет попасть на выставки в столице и за рубежом, появление здесь, на Северном Кавказе, этих работ приближает нас к его творчеству, люди станут духовно богаче, прикоснувшись к высокому.
Культурный код
– В эти юбилейные дни мы получили много подарков, но эти – авторская копия «Крестовой горы» и совершенно великолепный портрет Лермонтова в мундире лейб-гвардии Гусарского полка очень ценны и трогательны. Мы сможем проводить теперь выставки одной картины, – говорит замдиректора музея Татьяна Юрченко. – Лермонтов сам был прекрасным художником, до нас дошли 14 живописных работ, около 50 акварелей и около 200 карандашных рисунков Михаила Юрьевича.
Множество событий проходят в России под знаком 200-летия Лермонтова, на Кавказе – он свой, родной поэт. «Читая его стихи, многие впервые понимали, что такое Кавказ. Не в географическом плане, не в плане рельефа, описания природы. Несмотря на все процессы, отношения между людьми, Кавказ всё-таки един. Несмотря на определённое расслоение, самых разных людей объединяло чувство любви к Кавказу, любви к Родине», – подчёркивает Меликов.