Как только на улицах и площадях края появились танцоры лезгинки, этому явлению сразу придали политическую окраску. Что ж, если в полночь юнцы вызывающе выплясывают в людных местах под громкую музыку, при этом хулиганят и выражаются нецензурной бранью, иначе как провокацией это и не назовешь.
Почему лезгинка?
Но можно посмотреть на проблему и под другим углом зрения. Лезгинка, хотим мы этого или нет, из "просто" кавказского танца превратилась в нечто большее. В круг танцующих ее на всевозможных общекраевых празднествах в последнее время охотно входят даже новички. А вот другие пляски как-то "побледнели" на этом фоне. Отчего же так получается? Неужели другие народы, коих на Ставрополье, как известно, более ста, разучились плясать свои национальные танцы? Или дело в чем-то другом?
- Лезгинка - танец зажигательный и простой в исполнении, - объясняет этот феномен популярности Валентина Шиняк, директор Ставропольского краевого Дома народного творчества. - Но, на мой взгляд, эта популярность вовсе не свидетельствует о том, что фольклор других народов позабыт.
Политкорректность - через творчество
Недавно губернатор Ставропольского края Валерий Гаевский на Кавказских играх предложил перенести лезгинку с улиц на "цивилизованные" площадки, организовать конкурсы. Разумеется, не только по кавказским танцам, как это предвзято расценили в некоторых СМИ. Состоявшиеся в День народного единства многочисленные развлекательные мероприятия - подтверждение политкорректной позиции, которую вкратце можно сформулировать так: у нас исполняют все танцы, но только цивилизованно и не ущемляя достоинство других народов. Тем более что в фольклорных коллективах края интернационализм - давняя и незыблемая традиция.
Какой ансамбль ни возьми, в его рядах обязательно обнаружатся представители самых разных народов. К примеру, в казачьем коллективе "Слобода" и студии "Радуга" с удовольствием солируют не только казаки, а в ансамбле "Казбек" лихо отплясывают лезгинку не одни кавказцы.
- Мы принимаем в свой коллектив исключительно по профессиональным качествам, а не по национальному признаку, - комментирует Иван Громаков, директор и художественный руководитель государственного ансамбля "Ставрополье". - Вот почему наш коллектив - интернациональный.
- Двери нашего центра открыты для всех национальностей, - вторит Ольга Бурсаниди, заместитель председателя по культуре Ставропольской городской греческой национально-культурной автономии.
Таланты не иссякли?
Что же касается так называемого "бытового" творчества, то и здесь, как полагают эксперты, всё далеко не так печально, как может показаться.
- У нас немало самодеятельных коллективов, которые с удовольствием исполняют русские народные и казачьи песни и пляски, - опровергает бытующее в обществе мнение Валентина Шиняк, директор Ставропольского краевого Дома народного творчества. - Да, в городах они не так заметны, здесь, увы, другая мода, а вот в селах - кладезь талантов, и молодых людей в самодеятельности немало. Это подтвердил и замечательный фестиваль "Славянские игры", который в сентябре прошел в Ставрополе. Посмотрите, сколько ансамблей из глубинки на нем выступило! "Раздолье" (с. Дивное), "Здравица" (с. Калиновка"), "Мечта" (с. Александровское), "Триолен" (с. Донское) и многие другие.
Что добавить к мнениям экспертов? Наверное, только то, что всевозможных фольклорных фестивалей, причем в разных формах, при непростой ситуации на Северном Кавказе, должно проводиться больше. И пропагандировать их, наверное, надо с учетом современных реалий.