Второй год подряд абитуриентов зачисляют в вузы по результатам единого госэкзамена.
Увы, высшим учебным заведениям Северного Кавказа новая тестовая система, похоже, выбора не оставила: отличники, как правило, предпочитают столичные университеты, академии и институты. Провинциальным же альма-матер приходится "брать что дают". "Слепая" тестовая система к тому же дала возможность получать высшее образование большому количеству случайных людей, которые, подавая заявки в 5 вузов одновременно, ждут, куда "кривая выведет".
Впрочем, не все представители высшей школы переживают по поводу ЕГЭ. Некоторые полагают, что определенные плюсы у тестов все же есть. Мы провели небольшой опрос в нескольких ведущих вузах региона.
Время покажет
Анна Ходжаян, проректор по учебной работе Ставропольской государственной медицинской академии:
- Хочу отметить, что система ЕГЭ нужна, хоть и несовершенна. Для нас принципиально важно, что не ЕГЭ определяет уровень знаний, а та подготовка, которую абитуриент, а затем и студент получил в школе или в училище. Это подтверждается результатами приема в академию в течение двух последних лет. В этом году проходные баллы в наш вуз были на 20-30% выше, чем в прошлом, и студенты оказались сильнее. Дело в том, что в сентябре мы проводим тестирование первокурсников по профильным предметам. Надо отметить, что большинство студентов 1-го курса, жителей Ставрополья и Краснодарского краев, не только подтвердили свои баллы, полученные в результате ЕГЭ, но и написали тесты лучше, чем в школе. Вместе с тем уже второй год студенты из республик Северного Кавказа в большинстве своем тестирование в академии проваливают. Нам принципиально важно, что в наш вуз идут люди по призванию, а выявить потенциал студента можно только при помощи индивидуального подхода. Тестирование, которое мы проводим с первокурсниками, не только позволяет оценить исходный уровень знаний по дисциплине, но и наметить план индивидуальных консультаций.
Виталий Белозеров, проректор по учебной работе Ставропольского госуниверситета:
- Я бы не сказал, что ситуация катастрофична, хотя с определенными трудностями мы, конечно, столкнулись. Да, попадают к нам и случайные люди, и ребята со слабой подготовкой. Для них организуем специальные курсы.
"Ликбез" для первокурсника
Сергей Хабибуллин, ответственный секретарь приемной комиссии Северо-Кавказского государственного технического университета:
- Раньше вуз отвечал за людей, которых он брал на учебу. Сейчас же мы довольствуемся теми студентами, которые к нам попали. А подготовка этих ребят в основном удручающе низкая. К нашему сожалению, со школьной скамьи отличников нацеливают на получение "денежных" гуманитарных специальностей, а в инженеры все чаще идут неудачники.
Единый госэкзамен, по моему мнению, привел к формализации знаний. Ведь чтобы пройти тест, необязательно вникать в законы математики и физики. В этом принципиальное отличие от традиционных экзаменов! Мы организовали специальные курсы, но, увы, желающих их посещать не так много.
Мое мнение: ЕГЭ нам не нужен! Коррупция, которую он призван был ликвидировать, не исчезла, а вот уровень знаний заметно упал.
Рамазан Бостанов, ответственный секретарь приемной комиссии Карачаево-Черкесского госуниверситета:
- Недавно мы проверили знания наших первокурсников: предложили им задания по информатике для шестиклассников. И получили удручающий результат: с задачами справилась только половина студентов! Увы, наши лучшие ребята уехали учиться в Москву и Ставрополь, нам же достались в основном троечники. ЕГЭ развращает молодежь: многие ребята не посещают лекции, считая, что учеба им ни к чему. Нам приходится оставлять студентов после лекций, бесплатно заниматься с ними. Другого выхода нет.
Тимур Гогузоков, ответственный секретарь приемной комиссии Кабардино-Балкарского госуниверситета:
- Я считаю, что у абитуриента и вуза должен быть выбор: либо ЕГЭ, либо вступительный экзамен. Вынужден констатировать: подготовка выпускников с каждым годом все хуже и хуже.