В далеком уже 1995-м в доме N14 на улице Апанасенковской краевой столицы побывала комиссия. Досконально обследовав здание, комиссия пришла к неутешительным выводам: "Проживание жильцов в доме невозможно в связи с его аварийным состоянием и потенциальной угрозой обрушения несущих конструкций".
Страшный документ
Акт обследования технического состояния дома - это страшный документ, который всеми своими сухими фразами просто вопит: опасно для жизни! Многочисленные трещины, пораженные грибком деревянные конструкции, полный износ всех конструкций дома.
Минуло 15 лет, и этот акт не утратил своей актуальности. Напротив, настоящим чудом надо считать то, что аварийное строение до сих пор не упало...
Валентина Злобинец мучается в трущобе 37 лет. Ее трое детей здесь родились и выросли. Теперь в разрухе подрастают четверо внуков.
Вместе с Валентиной Владимировной мы обошли жуткое строение. В каких же трущобах приходится жить людям в XXI-м веке! Невыносимый запах гнили, вросшие в землю оконца... Больше всего не повезло жильцам первого этажа, которые длительное время отапливаются электрообогревателями, потому что газа нет и не предвидится. В доме только вода, в туалет жильцы бегают на улицу. Здесь нет даже выгребной ямы...
Больше пяти лет за достойное жилье борется Олег Волковой, ветеран боевых действий, заслуживший личную благодарность от главнокомандующего Вооруженных сил.
Не надеясь на власти
"В 2003-м ОАО НИИ "Ставрополькоммунпроект" после обследования дал заключение и рекомендовал признать этот дом непригодным для дальнейшей эксплуатации и не подлежащим реконструкции, - рассказывает Олег Юрьевич. - При этом в заключении конкретно указывается на опасность для жизни по причине обвала дома и взрыва газа".
В 2004-м в доме побывала межведомственная комиссия (МВК). Увы, к своим обязанностям она отнеслась халатно: в ее акте, в нарушение постановления правительства РФ N552 и постановления Госстроя РФ от 20.02.2004 N10, не установлен критерий непригодности здания. Чтобы устранить этот "недочет", Юрий Волковой обращается в суд и вроде бы добивается успеха: Ленинский суд обязывает МВК дополнить акт полным перечнем дефектов и установить критерий непригодности. В результате постановлением главы Ставрополя от 6 мая 2005 года дом включают в программу переселения в 2005 (!) году.
Проходит время, никаких шевелений со стороны мэрии не наблюдается, и Олег Волковой начинает забрасывать городские власти жалобами, но получает лишь отписки.
А потом начинается сплошной судейский "цирк". Волковой подает иск в Ленинский суд, его требования суд удовлетворяет, кассационная жалоба администрации города в краевой суд ничего не меняет. А вот президиум краевого суда повел себя странно: повторную кассационную жалобу от властей Ставрополя удовлетворил. Дело вернули в Ленинский суд. Судья Кондратьева идет навстречу требованиям "аварийщиков". И вновь краевой суд отменяет это справедливое решение!
Фарс повторяется в третий раз: судья краевого суда Н. Чернышова (почему-то все кассационные жалобы из мэрии попадают исключительно к ней) упорно творит беззаконие, лишая жильцов надежды на переселение.
Сейчас иск Олега Волкового - в Европейском суде. На российскую Фемиду, для которой закон - что дышло, он уже не рассчитывает.
- Все мои заявления, просьбы - вплоть до министра МЧС, председателя Общественной палаты, Президента РФ - возвращаются мне с отписками, - негодует Волковой. - Прокуратура, призванная стоять на страже закона, сама же его и нарушает, возвращая мои жалобы тем, на кого я жалуюсь!
Между тем дом N14 давно уже вошел в федеральную программу по переселению "аварийщиков". Но реализуется она такими черепашьими темпами, что жильцы уж и не надеются на власть, предпочитая подавать иски в суд.