Он вышел на бис, немного неуверенно поклонился и взмахнул руками.
Зал наполнился ароматами цветов, весны - царство Чайковского в трактовке молодого дирижера Заурбека Гугкаева... Он однозначно харизматичен, и сильный внутренний стержень в нем есть - оркестр и зал ему подвластны.
После концерта из здания Госфилармонии вышел обычный кавказский парнишка, застенчиво улыбнулся. Сложно представить, что всего-то полчаса назад он стоял за дирижерским пультом и управлял большим симфоническим оркестром. А сейчас ему предстоит первое в его творческой жизни интервью - интервью "АиФ-СК". Он любит музыку и Осетию. И Мариинский театр, за кулисами которого прошло его детство, и Санкт-Петербург, где он впервые встал за дирижерский пульт...
Не главный инструмент
- Обычно дирижера представляют с дирижерской палочкой, а вы общаетесь с оркестром без нее...
- Палочка - атрибут для дирижера совсем не обязательный - кому как удобнее. Я какую-то музыку дирижирую с палочкой, какую-то - без. А музыку Чайковского точно удобнее без палочки дирижировать. И когда с оркестром работает солист, мне намного органичнее дирижировать руками - они более совершенные, более гибкие и выразительные.
- Что привело мальчишку из Владикавказа в эту профессию - это закономерное продолжение династии? Давление родных?
- Нет, что вы. В 4 года я начал заниматься музыкой. Да, по желанию близких. Я тогда не очень соображал, что это такое, а когда повзрослел, понял - кроме музыки мне мало что в жизни нужно. Играл на фортепиано, на конкурсах выступал. Позже перестал инструментом серьезно заниматься, нацелился в консерваторию - на дирижирование. Я очень часто наблюдаю за работой маэстро Гергиева, он настолько заразительная личность - своим талантом, своим примером показывает, как можно прожить жизнь, занимаясь любимым делом. Наверное, это и послужило главным критерием выбора.
- Каким должен быть дирижер в идеале?
- Занятный вопрос. Идеального дирижера не существует. Каждый интересен по-своему - один тем, что он мягкий в обращении с оркестром, другой именно по этой причине как дирижер не сложится. В нашей профессии нет абсолютного: как исполняется музыка - дело вкуса. Всем никогда не угодишь, вы это сами знаете.
Каждый может внести что-то свое, уникальное в развитие симфонической музыки. Думаю, в этом большое счастье нашей профессии. Нужны в ней художественный вкус, воля потрясающая, а вот абсолютный слух, мне кажется, не обязателен. Есть немало великолепных дирижеров, у которых совершенно блестяще воспитанный слух. О себе сложно говорить, профессия все-таки возрастная. Я еще учусь. Говорят, дирижеры учатся хотя бы лет до 50-ти. Мне всего 24.
Позитив для региона
- Вы больше времени проводите на берегах Невы, а домом по-прежнему называете Осетию...
- Это родина. Каждый человек знает, что это такое. Не был там три года, хотя прежде бывал по нескольку раз в год. Времени все меньше - учеба, работа.
- На вашей родине немало интересных композиторов. Как насчет симфонического исполнения музыки земляков?
- Думаю, со временем я буду дирижировать их произведения, что сделаю с удовольствием. В Осетии очень много талантливых людей. Но немногие знают и видят, что можно этой музыкальной жизнью жить и что она несет в себе очень много хорошего. Это позитив для всего региона. Хотелось бы и концерты в Осетии устраивать, чтобы люди узнали, что рождают наши композиторы, что они есть, да и дирижеры талантливые есть на Северном Кавказе. Не один Валерий Абисалович, который, собственно, - наше все в формате не только культуры.
- А с каким инструментом сравнили бы Аланию?
- Осетия - настолько неоднозначная республика, чтобы с каким-то одним инструментом сравнить. В ней слишком много всего для меня, по крайней мере. Она, скорее, - симфонический оркестр.