Этими двумя вечными русскими вопросами вот уже несколько дней задаются простые ставропольцы, а также местные политики и силовики вслед за руководителями более высокого уровня. Мы же попытались обобщить разные противоречивые мнения.
Здоровый скептицизм
Первым делом в народе стали обвинять в случившемся националистов славянского происхождения. Тем более что вспомнили о беспорядках трехлетней давности. Но, как предположил наш собеседник, пожелавший выступить инкогнито работник спецслужб, вряд ли это могли сделать местные скинхеды. Дескать, у них нет сил и средств для осуществления такой акции. Максимум, на что они способны, дать рэперу или металлисту битой по голове или подрезать кого-то в темном переулке. Эти предположения подтверждают произведенные в выходные на территории Ингушетии задержания подозреваемых. То есть следы ведут к тем же бандподпольям, с которыми активно борются в последнее время, и которые, вероятно, виновны в громких преступлениях в Москве и Кизляре, а также в частых нападениях на представителей власти в той же Ингушетии или в Дагестане.
Другое дело - тихое недовольство ставропольцев наглым поведением некоторых гостей из соседних регионов в крупных городах края. Это касается и таких, невинных на первый взгляд, уличных гулянок кавказской молодежи, танцующей лезгинку под громкие звуки автомагнитол под окнами отдыхающих граждан. И откровенных хулиганских выходок в местах массового скопления молодежи. И даже участившихся случаев "покупки" ЕГЭ и мест в ставропольских вузах... Кстати, утром в день теракта об этом открыто говорил губернатор Валерий Гаевский, отвечая на вопросы депутатов краевой Думы в прениях после отчета о деятельности исполнительной власти. А вопрос этот был поднят парламентариями как раз в разрезе несовершенства национальной политики в регионе.
- Силовики, конечно, сделают выводы и поставят усиление. Но не это главное, - считает заместитель председателя Госдумы Ставрополья, лидер регионального отделения ЛДПР Илья ДРОЗДОВ. - Ведь здесь вина не только и не столько правоохранительных органов, хотя упущения с их стороны есть. Главное, чтобы не искали "стрелочников". Должно быть понимание, что у нас на федеральном уровне вообще отсутствует внятная политика в области межнациональных отношений. И я говорил об этом губернатору на последнем заседании Думы буквально за несколько часов до теракта. Никто сейчас толком и не знает, что делать с Северным Кавказом. Как мне кажется, Ставрополье подверглось экспансии жителей соседних республик. Сюда приходят люди с другой культурой и другим менталитетом. И они, на мой взгляд, устраивают откровенные провокации, чтобы раскачать ситуацию. К сожалению, среди них попадаются и радикальные отморозки, причем они есть независимо от национальности. И мне обидно за активистов диаспор и духовных лидеров, которые пытаются проповедовать нравственные устои среди русской и кавказской молодежи. На кого-то это иногда действует, но не на отморозков - им плевать на любые, даже самые авторитетные увещевания.
Оптимизм без надежды
Однако не стоит умалять достоинства диаспор. Ведь именно лидеры национально-культурных и религиозных сообществ Ставрополья первыми после теракта выступили с заявлением о консолидации общества, проявив завидное единодушие, какого не замечалось ранее. Но возникает вопрос, почему они так сплотились лишь после трагедии? И почему плохо работали с молодежью раньше?
Но все-таки максимальное количество нападок - в адрес правоохранителей. Почему разведка не пресекла вылазки бандитов при подготовке провокации? Как могли просмотреть "бомбиста" перед концертом, где дежурило множество милиционеров, чекистов, да еще и кинологов с собаками? Наш тайный собеседник полагает, что выставленные перед ДКиС патрули и так припугнули бандита, который наверняка стремился попасть вовнутрь, и, вероятно, тогда жертв было бы больше...
- Ставрополье не впервые сталкивается с терактами, - говорит депутат Госдумы Ставрополья, секретарь политсовета Регионального отделения партии "Единая Россия" Юрий ГОНТАРЬ. - На нашей земле за последние 10 лет были и захваты автобусов, и взрывы на рынках и в электричках. Хотелось бы этого избежать. Убивать, в том числе женщин и детей - это преступление, которому нет оправдания. Я доволен, что лидеры диаспор понимают, что это провокация чистейшей воды, направленная на то, чтобы переадресовать авторство этого преступления на других людей. Что касается безопасности, то не стоит чересчур упрекать наши правоохранительные структуры, тем более что долгие годы мы жили спокойно, а многие вылазки экстремистов были предотвращены. Но теракт тем и опасен, что его трудно вычислить заранее. Поэтому нынешняя трагедия должна стать уроком силовикам, особенно во время праздников и массовых мероприятий. Дополнительный разбор полетов и усиление должны произойти на Ставрополье.
"Разбор полетов" уже начался. На совещании руководителей регионов и силовиков в Ставрополе полпред президента в СКФО Александр Хлопонин потребовал проверить работу правоохранительных органов. И прокуратура уже возбудила уголовные дела против милиционеров по факту халатности в деле обеспечения безопасности при проведении массового мероприятия. Знающие люди полагают, что могут полететь головы самых высоких чинов. Но станет ли от этого спокойнее в регионе, и как будет охраняться покой граждан, пока структуры будут временно обезглавлены? В общем, риторические вопросы только прибавляются...