Проблемы сохранения основного достояния курортного региона - гидроминеральной базы - не так давно обсуждались на совещании в администрации Кавминвод, о чем "АиФ-СК" рассказывал в предыдущем номере. Как и обещали, продолжаем тему.
Компот из минвод
По мнению главного гидрогеолога филиала ФГУ ГП "Гидроспецгеология" - южный региональный центр госмониторинга состояния недр Надежды Мелентьевой, результаты наблюдений приводят к выводу: оцененные запасы ресурсов минеральных вод используются нерационально за счет серьезных потерь.
- Связаны они, в первую очередь, с плачевным состоянием скважин нераспределенного фонда (НФ), а также со сбросом части добытой минеральной воды из-за невостребованности, - говорит Надежда Михайловна.
Из подлежащих ликвидации скважин наиболее опасны шесть. Все они - из НФ, то есть никем не эксплуатируются. Но "без дела" не стоят: ежеминутно выбрасывают в никуда минеральную воду. Три из них были пробурены в середине ХХ века как картировочные для определения нефтегазовых структур в районе поселка Солуно-Дмитровский (Нагутское месторождение). Минерализация воды - более 10 г на литр (Ессентуки-4; 17). Изливают скважины до 5-6 кубометров в сутки.
- Вроде немного, - говорит Владислав Тимохин, главный гидрогеолог ОАО "Кавказгидрогеология", заслуженный геолог РФ, кандидат геолого-минерало-гических наук, - но угроза - под землей: на глубине может произойти смешивание разных типов вод, компот получится, другими словами.
Под угрозой истощения
256-я и 71-я скважины в районе поселка Канглы (Минераловодский район) теряют в сутки маломинерализованной природной столовой воды по 500-600 кубометров. Что сопоставимо с объемами потребления курортами Кавминвод и заводами розлива, утверждает Тимохин.
Отчего бизнес не проявил интереса к такому мощному потоку? Лицензия, заводик, прибыльный бизнес... Но не все так просто. Ремонт заброшенных скважин обойдется в копеечку. Скважины выставлялись на конкурс, рассказывает Владислав Геннадьевич, но желающих эксплуатировать их не нашлось. Причина, по мнению Тимохина, в географии: обе находятся на "отшибе" - вдали от основных эксплуатируемых месторождений.
- Это крайние скважины северной части Минераловодского артезианского бассейна. Их вполне можно отремонтировать и эксплуатировать не один десяток лет, - считает гидрогеолог Тимохин.
Сегодня же их необходимо либо ликвидировать, либо надежно законсервировать - до момента появления к ним бизнес-интереса, подчеркивают специалисты. К слову, бурили их в свое время как поисковые на минеральную воду, нашли ее нескольких типов, но грянула перестройка - работы забросили. Если же изыскания продолжить, есть все предпосылки найти бальнеологические воды в нижних пластах, уверены гидрогеологи.
- Обильное "истечение" минеральных вод на этих двух скважинах может поставить под угрозу истощения запасов Железноводское, Змейкинское, Иноземцевское и Развалкинское месторождения. Это еще одна, не менее опасная сторона проблемы. Добывают здесь популярные минеральные воды т.н. железноводского типа. А близость фонтанирующих аварийных скважин скажется со временем на их "полноводности", - отмечает Владислав Тимохин.
Ситуация с аварийными скважинами катастрофическая, подчеркивают специалисты. И угол проблемы - финансирование, точнее, его отсутствие. За чей счет ликвидировать скважины - федбюджета, краевой казны или "в складчину" недропользователям-соседям? Просить в Минприроды РФ деньги из госказны, предназначенные на решение экологических задач? Так и стоит поступить, убежден Тимохин: "поскольку излив скважин наносит существенный ущерб природе - выводятся из строя сельхозугодья в связи с засаливанием почв вокруг фонтанирующих скважин".
Пока же минеральная вода течет в буквальном смысле рекой. И сколько это будет продолжаться - большой вопрос.