Примерное время чтения: 4 минуты
73

В плену у "Гомхата"

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 2. "АиФ на Мурмане" 13/01/2010

Около 12 часов провели в гостях у сотрудников Транскавказского поисково-спасательного подразделения корреспонденты местных и федеральных каналов, приехавшие на Транскам за свежими кадрами.

Известно, что журналисты - народ отважный. О какой безопасности идет речь, если есть возможность первым получить сенсационную информацию или отснять замечательную "картинку". И пусть для этого надо хоть горы свернуть - настоящего репортера ничем не остановить. Наша профессия в чем-то сродни профессии спасателей: тот же риск, новизна ощущений и чувство морального удовлетворения, если удалось кому-то помочь.

Приютили - обогрели...

На утро 5 января Транскам "стоял" уже почти сутки. Как только наступило улучшение погодных условий, дорожники вышли на расчистку полотна и обработку опасных сколов. Как нам сообщили в пресс-службе МЧС РФ по РСО - А, на 11 часов дня был назначен обстрел нескольких лавинных очагов. Журналисты в сопровождении оперативников МЧС отправились на фото- и видеоохоту. Все удалось, но по возвращении природа преподнесла неприятный сюрприз. Да еще какой! Одна из самых крупных лавин "Гомхат" "выпрыгнула" из своего логова, перекрыв русло реки Ардон и обе полосы Транскавказской магистрали. Специалисты оценили массу сошедшего снега в 200 тысяч кубометров, причем 20 из них оказалось на дороге. Высота снежного покрова на некоторых участках составила 8 метров. Поведение "Гомхат" вышло за обычные временные рамки: по наблюдениям очевидцев, лавина перекрывала дорогу в середине марта.

В итоге два десятка корреспондентов и операторов попали в снежный плен. И это в двенадцатиградусный мороз! Но, по счастливой случайности, не так далеко, в селении Нар, расположена база Нарского подразделения Северо-Осетинского поисково-спасательного отряда. И, конечно же, спасатели щедро поделились с приятелями и огнем в камине, и вкусным пловом, и горячим чаем. А уж сколько было рассказано историй - не сосчитать... Время перевалило за полночь, работы по расчистке завалов не прекращались, но лишь к двум часам ночи 6 января удалось пробить "пионерный" путь...

Необходимо добавить, что сотрудничество местных и федеральных СМИ с североосетинским МЧС очень тесное, и многие из "плененных" обучались спасательскому ремеслу в горно-тренировочном лагере "Цей" в октябре на трехдневном тренинг-сборе. Оказалось, что приобретен бесценный опыт: и в поиске людей, попавших под лавину, с помощью датчика-биппера, и в оказании первой помощи. Вспомнили добрым словом и электронного тренажера Гошу...

Живой заслон

Если для представителей СМИ 5 января останется в памяти как что-то экстраординарное, то для сотрудников Транскавказского поисково-спасательного подразделения - это обычные рабочие будни. Они с самого первого дня образования этой службы не имели ни права, ни времени на раскачку. Автодорога была введена в эксплуатацию в конце 1986 года, но реально управлять ситуацией с учетом погодных условий было практически некому. Лихие джигиты на стальных конях рвались к перевалу, невзирая на лавиноопасность и гололед, и спасатели выполняли роль живого заслона, навлекая на себя гнев автовладельцев, хотя их миссия была более чем благородной: обеспечить безопасность водителей и пассажиров.

На следующий год после образования Транскавказского ПСП - в 1993 году - на Транскаме произошли трагедии, повлекшие гибель большого количества людей. "Белая смерть", как называют лавины, унесла жизни 23 пассажиров, следовавших из Владикавказа в Цхинвал. Еще 28 человек, водители колонны бензовозов, погибли в районе Чертова моста, а 4 пограничников смерть настигла на высокогорной заставе у селения Закка.

Но, к сожалению, трагический опыт не останавливает водителей, которые считают себя неуязвимыми в современных авто с мощными двигателями и пренебрегают метеосводками и запретами службы МЧС. По сообщению руководителя пресс-службы МЧС РФ по РСО - Алания Юлии Старченко, за 2009 год было произведено 20 поисково-спасательных работ. 6 человек погибли, 12 удалось спасти, 32 оказана помощь. Что готовит нам наступивший 2010-й? Горная стихия опасна и непредсказуема, поэтому крайне важно "включить" на дороге трезвую голову и не надеяться на "авось повезет".

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах