Примерное время чтения: 6 минут
71

Реквием по троллейбусу

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 7 11/02/2009

Пережить сегодня и стараться не думать о том, что будет завтра, - именно так, одним днем, живет сегодня ставропольский троллейбусный парк. И таких дней, похоже, осталось считанное число. Если не случится чудо, 20 февраля это предприятие с 45-летней историей просто перестанет существовать.

Дух безысходности

Даже не хочется думать о том, что ждет впереди эти рогатые машины, десятилетия верой и правдой служившие рядовым ставропольчанам, мощную транспортную сеть, доставшуюся в наследство от прошлой эпохи, и, главное, людей, отдавших любимому делу многие годы своей жизни. Более 400 специалистов, среди которых есть и целые семейные династии, в самом ближайшем будущем потеряют работу, оставшись один на один с набирающим обороты кризисом. Власти, правда, обещают помочь им с трудоустройством, но здесь хорошо знают цену таким словам.

Чтобы почувствовать атмосферу безысходности, царящую в коллективе предприятия, надо было видеть, что происходило 6 февраля на собрании, организованном профсоюзным комитетом. Горечь, обида, неопределенность будущего и отсутствие какой-либо надежды у людей, которые месяцами не получали зарплаты, вылились в довольно нервный разговор о том, что делать дальше. В результате вполне обоснованные претензии к руководству предприятия и городским властям решено было выразить на пикете. О его проведении, в соответствии с законом, надо уведомить городскую администрацию за 10 дней, причем администрация оставляет за собой право "рекомендовать" место его проведения. Поэтому столь мягкая и оттянутая во времени форма протеста далеко не всем пришлась по душе.

Звучали и другие предложения. Например, перекрыть троллейбусами движение по основным городским магистралям, чтобы на их проблему наконец-таки обратили внимание. И вряд ли кто может гарантировать, что люди, доведенные до крайней степени отчаяния, не пойдут на столь радикальные меры.

Природа убыточности

Цифры и факты, звучащие из официальных источников, рисуют ситуацию столь же серьезной, сколь и простой в понимании. На сегодняшний день долги троллейбусного предприятия энергетикам уже превысили 10,5 млн. руб., а общая сумма задолженности перед пенсионными, налоговыми и другими структурами стремительно приближается к 50 миллионам. При этом никаких перспектив их погашения не видно, так как, по оценке руководства троллейбусного парка, себестоимость перевозки одного пассажира уже превысила отметку в 13 руб. и продолжает расти - с учетом падения пассажиропотока и того, что троллейбусы теперь работают на усеченных маршрутах.

- Существовать на доходы от линии при нынешней ценовой политике на перевозку пассажиров невозможно, - считает генеральный директор троллейбусного предприятия Сергей Кобзарь. - Необходим либо ее пересмотр, либо дотации со стороны властей, как это делается в других регионах. На настоящий момент руководство города и края не заинтересованы в том, чтобы предприятие дальше работало, считая сложившуюся ситуацию нашей собственной проблемой. Но акционер не может позволить себе продолжать работать в таком режиме с убытками по 5 миллионов в месяц.

Однако есть один нюанс, который делает картину не столь однозначной.

- Начиная с 2004 года, в нарушение существующего законодательства городом не заключался с предприятием договор на выполнение пассажирских перевозок, - говорит Любовь Гамбурцева, председатель профсоюзного комитета троллейбусного предприятия. - Отговорки в основном сводились к тому, что такой договор заключается на основании конкурса. А если нет конкурентов - значит нет и основания для его проведения. Именно это сделало возможным ситуацию, когда год назад троллейбусное предприятие сначала было объявлено банкротом, а потом продано в частные руки.

Справедливости ради стоит отметить, что этот договор все-таки был подписан. В начале этого года. После того как троллейбусы десять дней не выходили на линии. Но не в том виде, как хотелось транспортникам. Как пояснил Сергей Кобзарь, город готов компенсировать выпадающие доходы предприятия, но в размере 1 рубль за одну поездку. То есть тарифная комиссия определила себестоимость одной поездки в 9 рублей при стоимости проезда 8 рублей.

Уверенный шаг назад

Чтобы понять суть происходящего, стоит сказать несколько слов о нынешнем собственнике троллейбусного парка. Зная характер его деятельности (а это сфера торговли), несложно предположить, в чем заключен главный его интерес. Конечно, неправильно было бы судить о степени его заинтересованности или незаинтересованности в решении накопившихся проблем, но одно можно сказать определенно: вряд ли, приобретая заведомо убыточное предприятие, он оценивал его исключительно с точки зрения доходов от перевозки пассажиров, не держа в уме большой участок земли в центре города.

Кстати, по словам гендиректора троллейбусного предприятия, в случае его закрытия акционер намерен выполнить все свои обязательства перед работниками, но ни в коем случае не допустит его банкротства, которое означало бы распродажу активов.

Но бог с ним, с собственником, в конце концов, это бизнес и ничего личного. А что же говорит городская власть, которая должна нести как минимум моральную ответственность за столь масштабную транспортную сеть, которая имеет и немалую социальную составляющую? Интересно, что громкие заверения о поддержке ставропольского троллейбуса, что звучали по осени в канун выборов, сменились более сдержанными репликами. Мол, надо искать пути выхода из ситуации, негоже вмешиваться в спор хозяйствующих субъектов и вообще, если выпустить на улицы больше автобусов, можно обойтись и без троллейбусов.

В этой связи нельзя не вспомнить о 100 миллионах рублей, обнаруженных Счетной палатой на лицевом счете комитета по управлению муниципальным имуществом Ставрополя. Эти деньги краевое правительство в середине прошлого года выделило городу именно на приобретение троллейбусного предприятия, но они так и не были использованы.

Таким образом, судя по настрою, приговор троллейбусам уже подписан. И тут стоит отметить, что характерная черта уличного пейзажа любого крупного города, претендующего на звание современного, - это экологически чистый и вместительный транспорт. А не сонмы суетливых маршруток, что скорее присуще странам третьего мира. Так что мы делаем уверенный шаг назад.

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах