Старшему сыну Аллы Герасимовой, Саше, 26 лет. Младшей дочке, Любочке, 9 месяцев. Она появилась на свет, когда сама Алла была уже бабушкой двух внуков.
Знакомые, не церемонясь, резали "правду матку" прямо в глаза: и не стыдно тебе, бабка, еще своих рожать, нищету плодить.
- А как на одного не хватает,- отвечает Алла, - так и на семерых - точно так же. Но просто, когда задумаешься, для чего ты живешь, то вот я для себя не нашла другого ответа: чтобы жизнь дать этим детям. И самой около них согреться...
Не верь, не бойся, не проси!
Сразу стоит сказать: "экзистенциальные" поиски Аллы государству не стоят ни одной лишней копейки! Льготы у нее точно такие же, как у любой другой семьи: пособие по уходу за ребенком до полутора лет, пособие на детей до 18 лет, которое с сентября в Ставропольском крае подняли со 100 до 300 рублей, и обещанный к 2010 году Путиным материнский капитал. Ни квартир, ни мебели, ни бытовой техники, ни одежды, ни продуктовых наборов Герасимовым никто никогда не предлагал. А они ни у кого ничего не просили. Потому что полученная однажды от краевого чиновника "пощечина" отбила охоту на всю оставшуюся жизнь.
- Я пришла на прием к какому-то начальнику просить за телефон, - рассказывает Алла. - Просто надо было получить разрешение на подключение к линии, которая шла рядом с домом. Он продержал меня в приемной дольше всех. Потом вызвал и не дослушав говорит: "Ты для кого рожала - для себя или для государства? Для себя! Ну вот и иди тешься..."
Урок оказался столь поучительным, что сегодня Алла платит даже ежегодные взносы на так называемые "школьные нужды".
- Неужели вас хотя бы от этого не могли освободить? - удивляюсь я.
- Нет, могли бы, конечно. Но я не хочу. Почему за моих детей кто-то должен платить? А в школе действительно сейчас много делается - и доски современные повесили, и туалет отремонтировали...
- Алла! Да это же все делается за государственный счет - по нацпроекту "Образование". Деньги огромные выделяются из федерального бюджета...
- Да нет, что вы, - не верит она. - У нас этот проект не действует: у нас школу еще на баланс государству не передали, она бывшая - "железнодорожников".
...Семейный бюджет Герасимовых - это детские пособия и зарплата мужа, которая составляет 12 тысяч рублей.
- Как можно выжить девятерым на эти деньги? - бесцеремонно спрашиваю я.
- А как в старину выживали, - ничуть не смущаясь, отвечает Алла. - У нас свое хозяйство - и корова, и куры, и ути. И огород свой. Одежды от детей столь пооставалось, что вот Любочке еще ничего даже не покупали. Так что мы не бедствуем! У нас папа даже вот машину купил - в кредит!
Бог поможет
Разумеется, Аллино "мы не бедствуем" весьма условно. По меркам большинства, это жизнь на грани. Крайней нужды и хронической усталости. И сама Алла не скрывает, что иногда бывает "невыносимо тяжело".
- Но знаете, - тут же добавляет она, - есть такое изречение: сколько будет детей, столько будет и Бог помогать. Вы не подумайте, я не такая уж верующая. Мы, скажем так, придерживаемся веры... И вот - говорите что хотите - мистика ли это, высшие силы или случайное стечение обстоятельств, но каждый раз, когда наступает это отчаяние, происходит Нечто. И совершенно безнадежная ситуация вдруг чудесно разрешается сама собой.
- Вот, например, у нас была телочка на продажу. Здоровая телочка, но с внешним дефектом, так что продать почти невозможно. А тогда вырученные за нее деньги были бы единственной возможностью купить стиральную машинку. И вот я веду ее как-то домой, и вдруг останавливается машина, выходит мужчина и просит продать ему эту телочку за 16 тысяч. В то время за эти деньги корову хорошую можно было купить, а не то что нашу дефективную!
- И таких примеров могу кучу рассказать, - продолжает Алла. - Иногда даже самой страшно становилось: люди годами просят, а я только подумаю - и все сбывается. Конечно, не евроремонты и не шубы норковые... Но с голоду нам никогда Бог не давал умереть!
Мать ваша - героиня
В доме у Герасимовых чисто, тепло и уютно. Все детки опрятно одеты, прилежно учатся и хорошо ведут себя. Младшие ходят в музыкальную школу.
Но несмотря на все очевидные признаки "социального БЛАГОПОЛУЧИЯ", всю жизнь Алла только и делает, что извиняется за право быть многодетной матерью.
- "Опять брюхатая ходит" - так прямо вслед и говорят, - жалуется Алла. - Все почему-то убеждены, что где многодетная семья, там нищета, грязь, разбой. Раньше я еще оправдывалась: "Ну, придите, посмотрите, где у меня грязь?!" А сейчас стараюсь вообще как можно меньше с людьми общаться. Просто ограждаю себя от любых контактов...
- Алла, но на седьмом ребенке вы с мужем наверное-то уже поставите точку?
- Нет! Сколько Бог пошлет, столько и будем рожать!