29

Как совладать с юным упрямцем?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 44 31/10/2007

"У нас двое мальчишек: Алёше два года три месяца, а Мише только полгода. Лёша очень живой ребёнок, хорошо говорит, как взрослый, даже "р" получается. Уже проявляет характер. Например, если с ним играешь, всё хорошо, но стоит сказать: "Алёша, давай соберём игрушки", как он может отвернуться и в ответ на мои просьбы ответить: "Я смотрю книжки, телевизор" и т. п. Пытаюсь его увлечь, но удаётся один раз, а потом всё снова. Стоит повысить голос, и он вообще ничего не будет делать или начинает плакать.

Это ещё одна проблема для нас - плач по любому поводу. Если мужа нет дома, ещё ничего - я просто делаю вид, что не замечаю его, не слышу, и через некоторое (немалое) время Алёша успокаивается. Но если муж дома, плач действует на него, и он взрывается.

И у нас выходит так, что я Алёшу защищаю, и мы ссоримся. Сын в такие минуты больше тянется ко мне, но потом меня меньше слушается, а на папу, когда тот отвернётся, может и рукой махнуть, и ногой топнуть. В садике Лёшу хвалят, там всё хорошо. Видимо, дома мы не создаём ему ни моральных, ни физических (комната у нас маленькая) условий, которые нужны. Мы оказались в каком-то тупике..."

Алёна Тарасова

Прокомментировать письмо мы попросили Татьяну ВОРОНИНУ, детского психотерапевта, кандидата медицинских наук:

- Можно посочувствовать родителям: живут они в крайне стеснённых условиях, в которых особенно мальчики бывают легковозбудимыми. А если дома держать их в ежовых рукавицах, они становятся ещё более возбудимыми в детском саду или в школе, когда подрастут.

Алёша не собирает игрушки после игры, несмотря на требования матери. В возрасте двух с небольшим лет это явление обычное, и не стоит ребёнка ругать или шлёпать за неаккуратность. Дети, которых удаётся уже в этом возрасте заставить быть аккуратными, вежливыми и исполнительными, испытывают большое психическое напряжение, переходящее в дальнейшем в гипертрофированное чувство вины при неудачах, в опасение сделать что-либо не так, в неуверенность в себе. У двухлетки ещё нет чувства ответственности и способности последовательно управлять своими действиями. А когда от окриков малыш начинает плакать, он, возможно, испытывает чувство растерянности: только что ему разрешали как угодно разбрасывать игрушки и получать удовольствие от игры - и вдруг надо всё внезапно прекратить! Придёт время, и ребёнок без принуждения будет одеваться, убирать игрушки. Учить, конечно, надо, но без излишней требовательности, по ситуации, учитывая реальные возможности и настроение малыша в данный момент. И на себя нам взглянуть со стороны не мешает: убираем ли мы всё за собой сразу, выполняем ли свои обещания, каким тоном разговариваем с детьми?

Вариантом упрямства можно считать так называемую настырность, когда дети домогаются своего любыми средствами. Выражается она различными способами: бесконечными просьбами и плачем, нытьём-приставанием, раздражительностью и капризностью. Истоки подобного поведения прежде всего в нас самих. Настырные дети чаще всего бывают у таких же родителей, которые требовательны и нетерпеливы, "пристают" к детям в любую минуту и по любому поводу. Эти родители склонны планировать каждый шаг ребёнка. Стеничные (энергичные от природы), способные, с развитым чувством собственного достоинства дети не могут долго выдерживать такого блокирования их возможностей. Их "приставу-честь" и есть попытка добиться признания своих прав.

Смотрите также:

Также вам может быть интересно


Загрузка...

Топ 5 читаемых

Самое интересное в регионах