Примерное время чтения: 4 минуты
104

Так сойдутся ли моря?

Еженедельник "Аргументы и Факты" № 34 22/08/2007

Сразу после опубликования в нашей газете статьи "Зачем нам вторая Панама?" (N 26 "АиФ" - СК") тема строительства канала Каспий - Азовское море сошла на нет, тем более что первый зампредседателя российского правительства Сергей Иванов категорически отверг саму идею, назвав ее "прожектом чистой воды". Однако оказалось, уже создана и существует управляющая компания "Евразия - Миллениум" (канал Каспий - Азовское море). Ее генеральный директор Виктор Миленин согласился встретиться с нашим корреспондентом, чтобы как можно убедительнее обосновать необходимость этого трансконтинентального водного сооружения.

Выход из тупика

Один из главных доводов Виктора Георгиевича: Ставрополье - это тупик, обусловленный географическим положением. Отсюда и экономическое отставание.

О водном пути из Каспия в Азов, а затем и в Черное море люди мечтали издавна. И вот Миленин в бытность свою замминистром экономического развития и торговли Ставропольского края обращается к проекту 1932 года, согласно которому предусматривалось устройство каскада из пяти плотин. Водохранилища на трассе канала намечалось питать водами Терека и Кубани - соответственно из Терско-Кумского и Невинномысского каналов. Планируемый Виктором Георгиевичем канал будет заполняться из Дона, а потому пресная вода его станет пригодной и для орошения земель, и для утоления людской жажды. Причем специальная система суперсовременных шлюзов поддержит постоянный уровень и таким образом обеспечит стопроцентное водосбережение.

На вопросы, как одолеть неустойчивые грунты, проблемное положение Кумо-Манычской впадины на тектоническом разломе, наконец, интенсивное засоление почв, Миленин отвечал, что уповает на новейшие технологии, хотя и не отрицал - аналогов в мировой гидростроительной практике нет. В частности, берега канала могут быть обложены прочными бетонными габионами. Правда, геологических изысканий на местности пока не проводилось. Это очень дорого. А, по сути, неизвестно, кто даст деньги на такую гигантскую стройку. Ну, интересуются зарубежные компании, горячо поддерживают на словах лидеры Казахстана и Азербайджана, два компетентных учреждения - "ЛенНИИморпроект" и "Экогидротехника" в Санкт-Петербурге - якобы отнеслись с пониманием.

Товарищи не понимают

Ростовчане же, по чьей территории должна пролечь большая часть трассы канала, отмалчиваются, а, следовательно, могут не дать и донской водицы, потому что не понимают своей выгоды. А ведь проектом предусмотрена чистка и углубление Азова, строительство новых портов. Еще господин Миленин возлагает большие надежды на подъем уровня Мирового океана, прогнозируемый в связи с глобальным потеплением. Тогда будет не страшен перепад высот между Азовом и Каспием.

И вообще перспективы рисуются умопомрачительные. Создается колоссальная инфраструктура в малозаселенной и трудной для жизни зоне - там все будут обеспечены работой, поскольку прежде канала проложат автотрассу и железную дорогу. Кроме этого, освоение и обустройство перешейка будут иметь важное стратегическое значение - возникнет постоянно охраняемая водная преграда, разделяющая Европу и Азию.

"Лягушек жалеть не будем!" - с запальчивостью Жириновского произносит Миленин, когда речь заходит об экологических проблемах - о сохранении уникальных биоценозов, о кудрявых пеликанах, тюльпанах и сайгаках.

- Сайгакам мосты построим через канал. Пусть бегут, куда хотят, - говорит Виктор Георгиевич.

Нечто подобное было, когда прокладывали газопровод "Уренгой-Ужгород" по тундре. Сделали мосточки для диких оленей, да они не захотели по ним ходить, и очень значительно сократилось поголовье. А степные сайгаки в настоящий момент из-за хищниче-ской и бесконтрольной охоты находятся на грани исчезновения. Но что печалиться о них, когда такие перспективы....

А вот первый вице-премьер правительства России указывает прежде всего на то, что "проект века" не просчитан с экологической точки зрения, поскольку "соединение "напрямую" двух совершенно разных экосистем способно привести к последствиям, даже малую часть которых не скомпенсируют экономические выгоды, если они вообще будут".

Миленин парирует мгновенно: "Он сказал - и забыл. Канал нужен, и его построят. Сейчас проект рассматривается в Москве". На мой вопрос: "Кем?" Виктор Георгиевич ответил: "Секрет"...

Смотрите также:

Оцените материал

Также вам может быть интересно


Топ 5 читаемых


Самое интересное в регионах