Стоит выехать за черту столицы Ставрополь-ского края и взору открывается одна и та же картина: выжженные поля и степи. Достаточно брошенного окурка или загоревшегося мусора, чтобы жара сделала свое черное дело.
- Если раньше мы имели право на месте штрафовать виновников пожара, то сейчас такие дела рассматривает суд, а значит, оперативно предотвратить возгорание чаще всего не удается, - говорит первый замначальника ГУ МЧС по Ставропольскому краю Александр Башлай.
В этом году в крае зафиксирован уже 1451 пожар. Это много, но, к счастью, не больше, чем за тот же период прошлого года. Чтобы печальные показатели не росли, пожарным приходится прикладывать воистину титанические усилия, проводить бесконечные проверки.
- Наш край - один из самых неблагополучных регионов страны по укомплектованности личным составом, - продолжает делиться проблемами Александр Башлай. - Краевые власти в состоянии профинансировать оснащение личного состава лишь наполовину. Около 70% пожарной техники подлежит списанию, 207 отдаленных хуторов и поселков края, в которых проживают более 500 тысяч человек, находятся за пределами нормативного радиуса выезда пожарных расчетов. Говоря проще, чтобы нам прибыть на возгорание в какое-нибудь отдаленное село, требуется часа полтора.
К сожалению, Ставрополье по многим показателям смотрится хуже своих соседей. К примеру, у нас весьма внушителен так называемый "черный список" объектов образования, где состояние противопожарной безопасности плачевное. В "черном списке" сейчас 35 школ, 18 детских садов. С начала года горело уже четыре образовательных и воспитательных заведения. Последний случай - пожар в 4-й школе краевой столицы.
- Увы, несмотря на наши предписания и штрафы, некоторые школы в таком состоянии будут встречать новый учебный год, - говорит начальник Управления Государственного пожарного надзора ГУ МЧС РФ по Ставропольскому краю Сергей Сотиков.
Впрочем, не все так мрачно. В прошлом году была принята специальная краевая программа, в рамках которой на противопожарные меры выделено 126 миллионов рублей. Остается только дотянуть до 2009 года, когда за тушение местных пожаров будут отвечать уже федералы. А пока страшную смерть от огня и дыма подчас предотвращают просто мужественные и неравнодушные люди. Такие, как Татьяна Сидорова из села Птичьего, которая спасла жизни 4-летней соседской девочке Гуле и ее 3-летнему братику Али.
Между тем
В Карачаево-Черкесии участились ложные вызовы на пожары. Только за первое полугодие этого года пожарная служба получила более 500 сигналов о бедствии, 200 из которых оказались ложными. Наказать телефонных "террористов" не представляется возможным, так как пожарная служба республики не имеет технических условий для идентификации телефонных звонков.