Идет вторая волна реформирования полиции

Фото: АИФ
Объект бесконечной критики СМИ – полиция – переживают вторую волну реформирования. В преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел мы поговорили об этом важнейшем государственном институте и проблемах безопасности с известным ставропольским общественником, одним из лидеров организаций КОБ и «Экологический пикник» Сергеем Ващенко.

Как не «дать на лапу»?

- Сергей Семенович, недавно вышла «Дорожная карта» - план дальнейших мероприятий по реформе органов внутренних дел. Многие смотрят на него со скепсисом: дескать, два года назад тоже говорили о том, что нужно повысить доверие к полиции. И что мы видим? Недавно начался громкий процесс над полисменом Рахаевым из КЧР, убившим в застенках мужчину…
- Ну, вы же понимаете, что такие серьезные перемены не могут осуществиться ни за год, ни даже пять лет! Необходимо время. Гораздо важнее другое. Верно поставлена цель – добиться повышения доверия к полиции. А если есть четкая цель – значит, и условия к ее достижению будут созданы.
У нас же зачастую наоборот: сначала создается партия, а потом под нее пишется программа. Так что со стратегией всё в порядке.
Сдвинуть же задуманное будет возможно, если органы внутренних дел и население начнут работать над задачами совместно. Именно поэтому и ставится задача повышения доверия к силовым органам. И здесь населению надо будет потрудиться не менее, чем полицейским,  – страна у нас одна,  и нам всем вместе возрождать её.
Первый этап, как бы мы его ни критиковали, уже дал свои плоды. Сохранена жесткая вертикаль централизованного управления в системе МВД, приняты законодательные акты, соответствующие международным стандартам: федеральные законы «О полиции», «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел…» и др. Многие оборотни в погонах расстались со своими должностями. Что не удалось? Не решена задача изменения учета заявлений и сообщений граждан о преступлениях. Те процессуальные правила, которые пока еще действуют, толкают полисменов и следователей к укрытию «темных дел». Но над вопросом серьезно работают, думаю, ситуацию удастся переломить.
- Отвечая на важнейший вопрос современной России - о том, что нам делать с коррупцией, президент страны Владимир Путин предложил универсальный рецепт - не давать взятки самим. Но на практике всё куда  сложнее…
- В сознании многих людей работают исторические мифы. А они таковы: на Руси якобы взятки и давали, и брали всегда. Изменить мировоззрение – вот первая ступенька к коренному перелому. Ведь что такое взятка? Один из способов потратить деньги. А деньги мы тратим,  исходя из того, что у нас в голове: кто-то тратит их на алкоголь, табак, ночные клубы, а кто-то -  на тренажёрные залы, туристическую экипировку…То, что давать и брать взятки нехорошо,  знают все, но продолжают давать и брать. Значит, есть некая санкция от весьма авторитетного источника на такой способ тратить деньги. Не устранив эту «санкцию»,  коррупцию мы не победим. Где «зарыто» разрешение на коррупцию, пусть читатель поищет сам, я же дам подсказку – описывая жизнь саксонцев-язычников во времена Карла Великого, летописцы отмечали их простодушие и щедрость. После же крещения саксонцев летописцы начали сетовать на их исключительную жадность. А то, что предлагается, в «Дорожной карте» (ужесточение санкций к личному составу за нарушения закона и др.), конечно, имеет право на существование, хотя, на мой взгляд, эти меры могут дать лишь частичные и временные результаты.

Выбор для чиновника

- Что же вы считаете более действенным в борьбе с мздоимством?
- Даже если всю эту армию чиновников, берущих взятки, показательно расстрелять, толку не будет. Всегда и во всем нужно предлагать альтернативу. Дайте управленцам заняться чем-то, что отвлечет их от коррупции! И не просто занятие, а занятие,  приносящее пользу и тому, кто им занимается, и всему обществу. Злонамеренных чиновников не более 5%, остальные просто не видят альтернативы. А у нас ведь в 90-е выбора не было совсем: или в «челноки», или в чиновники. Сейчас, когда безработица снизилась, началось возрождение сельского хозяйства и промышленности, самореализация куда шире.
- Меня, кстати, удивили недавно опубликованные цифры по безработице на Ставрополье: якобы снижение беспрецедентное. Может, это какая-то ошибка?
- Не думаю. А объяснение простое: в стране появились свободные деньги, их вкладывают в инвестиционные проекты, стало быть, заработали новые производства.
Центробанк всегда «служил» США, и это давно перестало быть секретом. Но  многие его активы постепенно были переведены во Внешэкономбанк, а значит, «дань» Западу уменьшилась. Идёт поэтапное повышение введенного Путиным налога на вывозимую из страны нефть, это тоже огромные деньги. Без шума и пыли наши природные ресурсы концентрируются в руках государства. И я бы не стал сеять панику по поводу ВТО: полагаю, опасения сильно преувеличены. Во-первых,  в ВТО практически все страны мира, а во-вторых,  кто мешает нам, вступив в ВТО,  диктовать своё видение справедливого устройства мировой торговли? Путин уже начал эту работу на саммите АТЭС во Владивостоке, благо,  у России есть достаточные козыри для этого. Ведь ситуация в мировой торговле незаметно и кардинально поменялась, цены на сырье (в основном энергоносители) резко возросли, а цены на готовую продукцию резко подешевели – так,  лет тридцать назад за японский видеомагнитофон и стереосистему могли и однокомнатную квартиру отдать,  кварплата за которую стоила копейки, теперь же квартплата кусается, а видео-,  стерео-, мобильники и видеокамеры есть практически у всех. Так что впору говорить не о сырьевых придатках, а о придатках обрабатывающих. Кроме того,  Россия постепенно становится главным транспортным путём между Европой и Азией. Посмотрите, мы экспортируем зерно, скоро начнем продавать иностранцам мясо птицы.
- Один из пунктов «карты» - борьба с организованной преступностью - стоит аж на пятом месте по значимости. Не странно ли?  
Досье:
Сергей Ващенко родился в Хмельницкой области. Окончил экономический факультет Воронежского госуниверситета 35 лет трудится в строительстве. Женат, имеет взрослых сына и дочь.
- Напротив, как раз с этим полиции не справиться. Общество должно само разработать и принять меры, чтобы организованная преступность сократилась. Скажу даже больше: в цивилизованном социуме полиции нет места! Полиция – реакция на раковую опухоль, с которой мы живем. Лечить же социум нужно конкретными делами. Наш «Экологический пикник» стал выходить на субботники, чистить леса и реки. Не понаслышке знаю о замечательных молодых подвижниках,  их делах из «Русских пробежек», «Вечёрки», «Трезвого Ставрополя». Вы знаете, сколько ребят удалось избавить от алкоголизма таким вот нехитрым вроде бы способом?
Или взять краевой «сухой закон», который ввел губернатор края Зеренков. Без ложной скромности скажу, что это во многом заслуга организации «Комитет общественной безопасности». Просто было множество рейдов по «пьяным» точкам, а потом масса отчетов о них, которые мы методично отсылали во властные структуры. И дело сдвинулось с мертвой точки!
Кстати, наивно полагать, что власть – только в Кремле. Нет, мы сами многое можем. Если, конечно, хотим. 

Смотрите также: