Но данные экспертов, увы, говорят об обратном: отдача «малышей» в реальном секторе экономики падает, а молодёжь всё чаще предпочитает бесхлопотную работу чиновника тернистой карьере бизнесмена. Как помочь начинающим деловым людям окрепнуть? Что они думают о самых актуальных проблемах современной России? Об этом – наш разговор с Виталием СВЕЧИНСКИМ, исполнительным директором Ставропольского городского союза малого и среднего бизнеса.
Мы – не рвачи!
Елена Панкова, АиФ-СК: Виталий, вы начали свой бизнес в «тучные» годы, когда от нефтедолларов было куда больше отдачи, чем сейчас, в кризис. Трудно сегодня «стартовать» предпринимателю?
– Начинал я гораздо раньше! Учась в школе, летом подрабатывал на рынке: торговал овощами, фруктами. В 2001-м зарегистрировался как индивидуальный предприниматель. Открыл своё дело – строительное. Что мною руководило? Наверное, желание стать независимым, иметь собственные деньги.
– Сегодня же для начинающего предпринимателя самое сложное, на мой взгляд, – планировать, прогнозировать свою деятельность. В постоянно меняющихся законах трудно ориентироваться, опасно брать кредиты на долгосрочные проекты. Из-за нестабильности приходится «выжимать» свой бизнес, а не развивать его, а это часто приводит к краху. Кредитные деньги «дорогие» и «короткие», что очень опасно и невыгодно для начинающих предпринимателей. С реализацией собственной продукции также немало проблем.
– Даже в преуспевающих США, по данным экспертов, не более 25% начинающих бизнесменов остаются «на плаву». А у нас этот показатель каков?
– Думаю, от 2 до 5%.
– Ничтожно мало! Может, посоветуете новичкам, как не обанкротиться в первый же месяц?
– Для начала нужно составить личный бизнес-план минимум на два года. Не жалеть времени и средств для обращения к специалистам. Бизнесмен должен заниматься бизнесом, а не бухгалтерией или юриспруденцией.
– Говорим «бизнесмен» – подразумеваем «спекулянт». В общественном сознании эти два понятия часто неразделимы. К тому же 80% предпринимателей края – торговцы и перекупщики...
– У нас до сих пор широко распространено представление о бизнесе как о средстве наживы и даже как орудии Запада в деле скорейшего разграбления России. Бизнес часто отождествляют с жульничеством, спекуляцией, мафиозной деятельностью. В условиях перехода к рынку и огромного дефицита товаров и услуг действительно появилось большое количество «бизнесменов на час», которые хотели мгновенно ухватить кусок и сбежать. Но настоящий бизнесмен – человек с капиталом, приобретенным на нужном всем деле. Чем больше его доходы, значительнее налоговые отчисления, тем богаче наша казна и мы с вами.
Теперь о перекупщиках. Так сложилось, что у нас на Ставрополье всякого рода посредников действительно больше, чем в среднем по России. А вот реальных производителей продукции – мало. Легче, конечно, поставить ларёк, чем построить завод. Тем более что с землёй для расширения бизнеса у нас в Ставрополе – настоящая беда. Арендная плата предлагается по баснословным ценам!
– А как вы расцениваете масштабную кампанию по сносу в Ставрополе 164 киосков?
– Положительно. Если не знать подоплеку вопроса, можно составить неверное представление о том, что происходит. Многие из этих ларьков и киосков пустуют, уродуя при этом город. Думаю, настала пора разобраться с объектами розничной торговли.
Обойдёмся без приезжих
– Работодатели края подали заявки аж на 12 тыс. гастарбайтеров в следующем году! У нас отнимают рабочие места, мы кормим половину стран СНГ – и так на протяжении уже многих лет. Что с этим делать?
– У нас масса городов, где нет никаких условий для жизни, люди согласны даже на минимальные заработки. Нужно дать россиянам возможность зарабатывать, создать рабочий класс, в котором проявятся лидеры и будущие предприниматели, так необходимые нашей стране для экономического развития.
Кстати, когда мы говорим о проблеме незаконной миграции, имеем в виду чаще всего конкретные вещи, например этническую коррупцию, когда диаспоры скупают целые звенья местного управления. Или отказ полиции от выполнения своей главной функции – охраны граждан. В реальности эта проблема упирается не в национальный вопрос, а в два других. Первый – контроль соблюдения законов всеми, вне зависимости от национальности и общественного положения, преодоление коррупции, включая этническую.
Недовольство тридцатью гастарбайтерами, которые поселились в «резиновой» однокомнатной квартире, связано с несоблюдением законов по отношению к вам и к ним. За этим всегда стоит подкуп.
Второй вопрос – как нам правильно строить новое мультикультурное общество на основе того, что есть. Бесспорно, нужна реальная реформа правоохранительной системы, приоритетом которой станет защита прав граждан, а не внутренняя отчетность, «крышевание» и коррупция.